Как зарегистрировать политическую партию: пошаговая инструкция. Как зарегистрировать политическую партию: пошаговая инструкция Как открыть политическую партию

Главная / Финансы

Политическая партия - это общественная организация, которая служит опорой кандидатам в президенты и депутаты федерального, регионального и муниципального уровней. Часто партия обладает большими, чем у других организаций, возможностями влиять на народное мнение.

В пошаговой инструкции Правовой центр «Аспект» расскажет о юридическом статусе политической партии в 2018-м году, о том как и в какие сроки зарегистрировать партию, какие документы и куда понадобится предоставить.

1. Какой правовой статус у политической партии?

Конституция 1993-го года в противоположность действовавшим 70 лет нормам объявила Российскую Федерацию многопартийным государством, в котором запрещены только те общественные объединения, чьи действия направлены на нарушение законодательства и опасны для жизни других людей. Политическая партия является представительной формой участия граждан в управлении страной.

1.1. Политической партии разрешено:

  • участвовать в руководстве страной, отдельными федеративными субъектами и муниципальными образованиями через избранных депутатов;
  • посещать один раз в год пленарные заседания законодательных органов при отсутствии в них избранных представителей партии;
  • предлагать членов партии или саму партию в качестве кандидатов на выборах всех уровней;
  • самостоятельно определять способы достижения народной лояльности и получения власти;
  • организовывать мероприятия по повышению политической грамотности людей;
  • использовать собственные средства массовой информации;
  • собирать и распространять мнения граждан по всем общественным вопросам;
  • защищать членов партии в суде, прокуратуре и других организациях;
  • заниматься коммерческой деятельностью, не противоречащей целям партии;
  • объединяться с российскими и зарубежными общественными организациями.

Отличием политической партии от коммерческой организации является отсутствие обязательственных связей: члены партии не выплачивают долги партии, а все переданные партии денежные средства и имущество становятся собственностью партии. Также политическая партия не может быть признана .

1.2. Политическая партия должна действовать на следующих условиях:

  • иметь отделения в 43-х и более регионах Российской Федерации с общим количеством членов партии не менее 500 человек, совершеннолетних и имеющих российское гражданство (ранее требовалось 50 тысяч членов);
  • публиковать в открытом доступе свои устав и программу;
  • обеспечивать разнородность списка кандидатов в депутаты по профессиональному, гендерному и национальному признаку;
  • разрешать присутствие представителей органов власти на открытых партийных мероприятиях.

Эти требования направлены на сохранение максимальной прозрачности политической деятельности общественного объединения и обеспечение свободного доступа всех желающих к вступлению в партию. К хозяйственным обществам подобных требований не предъявляется.

1.3. Политической партии запрещено:

  • размещать руководство и подразделения за пределами России;
  • проводить несогласованные публичные мероприятия, в том числе связанные с выборами;
  • заставлять людей вступать в партию;
  • принимать в партию граждан, уже состоящих в другой партии.

Есть и общий запрет на нарушение российских законов и чужих конституционных прав и свобод.

Правовой статус политической партии является подчеркнуто демократическим и позволяет участвовать в государственном управлении представителям максимально популярных мировоззрений. Лидирующим по результатам выборов партиям предоставляется государственная финансовая поддержка, а также создаются условия для освещения их деятельности в средствах массовой информации.

2. Какие понадобятся документы?

Для регистрации политической партии требуется расширенный по сравнению с регистрацией других юридических лиц перечень документов.

2.1. К стандартным документам относятся:

  • заявление по форме № Р11001 , в котором указываются паспортные и контактные данные заявителей, а также адрес, по которому осуществляется связь с партией;
  • устав политической партии, оформленный в соответствии с повышенными требованиями: один распечатанный экземпляр и два сшитых и пронумерованных экземпляра (обычно на место скрепления наклеивается бумага с указанием количества листов в документе, подписью заявителя и печатью партии);
  • решение учредительного съезда о создании партии, подтвержденное протоколом с указанием всех делегатов из 43-х регионов (не менее двух делегатов из каждого) и распределения голосов (достаточно 50%+1);
  • платежное поручение об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей (и по 3500 рублей за каждое региональное отделение).

Устав - ключевой документ для регистрации политической партии. Он должен быть принят большинством голосов при наличии кворума, т.е. в присутствии делегатов из 43-х и более регионов. Устав должен раскрывать следующие вопросы:

  • цель создания и предмет деятельности;
  • правовой статус членов партии, основания вступления в партию и исключения из нее, ведение статистики о членстве;
  • структуру управления партией и ее региональными отделениями, в том числе по финансовым вопросам;
  • способы участия в государственном управлении;
  • наименование и местонахождение партии. К названию партии предъявляются следующие требования: оно не должно иметь сходства с уже использованными кем-то названиями, включая имена собственные и не должно быть оскорбительным для кого-либо; в отличие от других юридических лиц партия может использовать в своем наименовании отсылку к Российской Федерации.

2.2. К специфическим документам, представляемым на регистрацию политической партии, относятся:

  • программа политической партии, в которой указываются ее цели и задачи, принципы и методы функционирования;
  • газета, распространяемая на всей территории России, с объявлением о проведении учредительного съезда (обычно в этих целях используется «Российская газета», потому что в ней публикации бесплатные, но есть и минус - подавать туда объявления необходимо минимум за полтора месяца до съезда, включая 2 недели на публикацию и обязательное предупреждение за месяц);
  • протоколы собраний 43-х и более региональных отделений с указанием количества членов партии.

2.3. Регистрация партии может быть приостановлена на срок до 3 месяцев по причине несоответствия представленных документов законодательным требованиям. При устранении причин в более быстрый срок регистрационный процесс возобновляется.

Причины отказа в регистрации стандартные:

  • потенциальное нарушение конституционного, гражданского (в том числе права на интеллектуальную собственность), административного или уголовного законодательства (отдельно выделен экстремизм);
  • предоставление документов не в полном объеме, с опозданием и/или с нарушением порядка оформления (последнее не касается содержания политической программы).

Даты всех документов должны соответствовать датам, указанным в других подаваемых документах.

3. Когда и куда обращаться для регистрации партии?

В отличие от других юридических лиц регистрация политической партии носит не разрешительный, а уведомительный характер, т.е. партия начинает свое существование с того момента, когда было принято решение о ее создании. К моменту принятия такого решения должно быть набрано необходимое количество сторонников (от двух и более кандидатов в члены партии в 43-х и более регионах, общим количеством не менее 500 человек). Одновременно или сразу после принятия решения о создании партии должны быть решены вопросы:

  • о содержании устава и политической программы;
  • об образовании регулирующих, исполнительных и контролирующих органов партии.

Решение об учреждении партии принимается на съезде, организуемом специальным комитетом из 10 человек. Поскольку проведение собраний без оповещения органов власти карается административными штрафами от 10 тысяч рублей по ст. 20.2 КоАП РФ, необходимо известить о будущем учредительном съезде министерство юстиции. Извещение направляется с расчетом доставки не позднее чем за 10 календарных дней до съезда, но не ранее чем за 15 календарных дней. Адрес министерства юстиции в Москве: улица Житная, дом 14, для почтовых отправлений указывается индекс 119991, городская служебная почта № 1. К извещению прилагаются:

  • паспортные и контактные данные 10 членов, организующих учредительный съезд;
  • протокол собрания комитета с определением границ ответственности его членов и порядка решения финансовых вопросов.

В течение месяца после получения министерством юстиции извещения комитет обязан опубликовать соответствующее объявление в «Российской газете», а по желанию и в дополнительных средствах массовой информации (предпочтение отдается печатным изданиям).

В инспекцию федеральной налоговой службы документы для регистрации политической партии подаются через министерство юстиции в течение полугода с момента принятия решения об учреждении. Министерство юстиции принимает решение о государственной регистрации политической партии и передает документы в налоговую. Сроки совершения ИФНС регистрационных действий стандартные: 5 рабочих дней для постановки на учет и 1 рабочий день для извещения министерства юстиции. Министерство, в свою очередь, извещает организационный комитет партии в трехдневный срок.

В течение двух недель после получения в Министерстве юстиции выписки о государственной регистрации политическая партия должна направить в «Российскую газету» информацию о своих целях и принципах деятельности. Эта информация публикуется бесплатно также в течение двух недель.

4. Как работают региональные отделения?

Регистрация региональных отделений политической партии является обязательной, при недостаточности количества отделений спустя полгода после регистрации партия подлежит исключению из единого государственного реестра и расформированию. В одном субъекте Российской Федерации может быть только одно региональное отделение, название которого будет отражать его территориальную принадлежность, но количество местных и первичных отделений не ограничено.

Для регистрации отделения необходимо обратиться в региональное управление министерства юстиции со следующими документами:

  • соответствующее заявление с указанием паспортных и контактных данных подписавших его граждан;
  • копия решения о создании территориального отделения;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ в отношении партии;
  • копии устава и политической программы;
  • копия протокола партийного собрания с указанием количества членов партии в регионе с приложением списка и адресом органов управления;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей.

Все копии должны быть заверены руководящими лицами партии: либо словами «Копия верна» с датой и подписью на каждой странице, либо в сшитом виде с единой надписью поверх шва.

Основания для отказа в регистрации отделений повторяют основания для отказа в регистрации самой партии.

Руководящие органы региональных отделений, как и всей партии, избираются тайным голосованием. Порядок взаимодействия органов управления и решения финансовых вопросов определяется уставом.

Основные нормативные документы:

  • Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  • Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Правовой центр «Аспект» поможет зарегистрировать политическую партию в Москве и подготовит документы для регистрации региональных отделений политической партии. Возможен выезд специалиста по местонахождению клиента в границах Москвы.

Вопрос о том, как создать политическую партию, является довольно актуальным в наши дни. Большое количество людей хотят зарегистрировать собственное политическое движение, но не знают, как именно это можно сделать. В этой статье будет разобран 95-ФЗ, в котором закрепляются нормы, касающиеся создания и функционирования политических партий.

Понятие политической партии

Что представляет собой политическая партия? Представленный нормативный акт говорит о специальном общественном движении, которое создается в целях участия российских граждан в политической жизни страны. Для этого политическая партия должна формировать и выражать свою активную политическую волю, принимать участие в разного рода акциях, представлять интересы граждан и реализовывать собственную программу.

Согласно закону, каждая политическая партия является юридическим лицом. 95-ФЗ гласит о необходимости партии соответствовать следующим требованиям:

  • наличие региональных отделений в не менее чем половине субъектов РФ;
  • наличие не менее полутысячи членов партии;
  • нахождение руководящих и иных партийных членов на территории российского государства.

Целями любой политической партии являются формирование общественного мнения, работы по политическому воспитанию граждан, выражение мнений людей и выдвижение собственных кандидатов на выборы.

Способы создания партии

Согласно статье 11 ФЗ "О политических партиях", движения политического характера могут создаваться свободно. На это не требуются особые разрешения должностных лиц или государственных органов. Единственный вариант оформить политическую партию - создать ее на учредительном съезде и зарегистрировать в Министерстве юстиции.

На учредительном собрании принимается решение единомышленников о создании партии и ее региональных отделений. Там же принимается устав и программа. Все делегаты учредительного собрания должны являться и учредителями партии. С первого же дня своего создания политическое движение начинает реализовывать информационно-пропагандистскую и организационную деятельность. Все полномочия партии должны соответствовать закону, любые же проявления экстремистского или террористического характера повлекут за собой ликвидацию движения.

Создание организационного комитета

Организационный комитет является важнейшим элементом в системе политических движений. Статья 12 ФЗ "О политических партиях" подробно раскрывает деятельность представленной инстанции.

В комитете должно присутствовать не менее десяти человек. Создается он для подготовки и проведения учредительного собрания. В обязанности членов комитета входит уведомление Правительства о намерении создать партию и проработка названия движения.

Помимо уведомительного заявления в исполнительный орган власти должны быть переданы:

  • протокол собрания комитета с целями, сроками полномочий и местом нахождения комитета;
  • сведения об участниках комитета.

Перед тем как создать партию, организационный комитет распространяет в нескольких общероссийских изданиях информацию о своих намерениях.

Функции организационного комитета

Задачи комитета довольно просты. Но какими функциями обладает комитет? Об этом рассказано в статье 13 ФЗ "О политических партиях". Согласно закону, комитет должен самостоятельно определить порядок своего функционирования. Он устанавливает сроки проведения учредительного собрания и занимается его проведением. В обязанности комитета входит открытие расчетного счета в одной из российских кредитных организаций. Именно на этот счет должны поступать финансы для эффективной деятельности комитета и дальнейшего политического движения. Стоит отметить, что бюджет для функционирования партии должен формироваться из пожертвований сторонников.

Организационный комитет прекращает свою деятельность по итогам деятельности учредительного съезда, на котором ставились вопросы о том, как создать партию и обеспечить дальнейшее ее функционирование. Все имущество комитета переходит во владение самой партии.

Учредительный съезд

"Российская газета" должна на безвозмездной основе опубликовать сведения о времени и месте проведения учредительного собрания. Публикация должна появиться не позднее, чем за месяц до созыва.

Учредительный съезд не может считаться правомерным в случаях, если в его работе принимали участие не все указанные в соответствующем документе делегаты партии. Согласно закону, от каждого региона Российской Федерации в партии должно присутствовать не менее двух представителей.

Чем занимаются на учредительном собрании? Здесь принимаются Устав и программа партии, обсуждаются вопросы дальнейшей работы политического движения.

Государственная регистрация партии

Вопрос о том, как создать партию, не может обойтись без решения проблемы с государственной регистрацией. Согласно рассматриваемому нормативному акту, как само политическое движение, так и его региональные отделения подлежат государственному оформлению с учетом установленного в законе порядка. Факт государственной регистрации заносится в единый информационный реестр юридических лиц.

Как зарегистрировать партию? 15-я статья 95-ФЗ гласит о регистрации движения федеральным исполнительным органом или ее региональными отделениями. Федеральным органом здесь выступает Министерство юстиции. За регистрацию необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой установлен законом.

Какие документы необходимы для регистрации политического движения? Организаторы должны предоставить:

  • заявление по форме № Р11001 в двух экземплярах;
  • копию и оригинал решения учредительного съезда;
  • копию и оригинал документа о регистрации партии;
  • копию и оригинал Устава и Программы партии;
  • справку о месте регистрации партийного руководителя;
  • список членов партии.

Этот же перечень документов придется использовать при внесении сведений о политическом движении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Создание устава и программы

Каждая политическая партия должна иметь свою четко прописанную и подробную политическую программу. Вопрос о том, как создать политическую партию, не должен возникать до тех пор, пока не появятся два этих документа. Что должен включать в себя партийный устав? Согласно статье 21 закона "О политических партиях", нужно прописать:

  • цели и задачи партии, ее наименование;
  • количество партийных членов;
  • условия приобретения членства в партии;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации партии;
  • порядок внесения изменений в устав;
  • права политической партии.

В программу должны входить сведения об основных принципах и задачах политической партии в тех или иных общественных сферах.

О структуре и правах партии

Какими правами обладает любая политическая партия? Согласно статье 26, выделяют:

  • свободное распространение информации о своей деятельности;
  • участие в выработке решений государственными органами или самоуправленческими инстанциями на местах;
  • участие в выборах и референдумах;
  • создание региональных отделений;
  • проведение митингов, шествий, собраний и прочих публичных мероприятий;
  • защита своих прав и т. д.

Структуру партии должен составлять партийный аппарат, представляющий собой организованную группу работников партии, а также партийную массу, в которую входят рядовые члены движения. Членство в партии должно иметь добровольную основу.

Российского общества можно изобразить в виде синусоиды. В определенные периоды она становится бурной, потом идет на спад. Перед выборами политические силы начинают бурную деятельность. В основном она направлена на агитацию сторонников. На первом этапе должна пройти регистрация партии. Официально сила уже занимается вербовкой поклонников своей идеи и активных адептов. Давайте рассмотрим, каким образом проводится регистрация политической партии, есть ли сложности в этом процессе, как их обойти.

Принципы создания

Следует отметить сразу, государство не вмешивается в описываемый процесс. Имеется в виду, что нет нужды получать разрешение от официальных органов. Однако государственная регистрация все же необходима. Сама сила создается инициативно гражданами. Туда государство не вмешивается. Люди объединяются на основании сходных взглядов, видения будущего страны или региона. Они высказывают намерение продвигать свою позицию в обществе. Когда же основной силы сформирован, необходима регистрация партии. Ее следует ввести в официальное политическое пространство. А это делается путем легализации политической силы через государственные органы. Иначе она не получит возможности принимать участие в выборах, делегировать своих членов в законодательную власть. А как же тогда влиять на процесс строительства государства? Потому регистрация партии для большинства политических сил - важный момент. Это некий Рубикон, процесс ее рождения. Юная партия с этого момента становится полноправным участником политического процесса. А дальнейшая ее судьба зависит от активности членов и привлекательности программы.

Два способа создания партии

Государство старается не ограничивать позитивных политических общества. На настоящий момент законодательно установлено, что партии создаются двумя способами. Они охватывают те процессы, что характерны для общества, не несут в себе угрозы подрыва государственных устоев. Первый способ - объединение граждан. То есть люди могут собраться, договориться и заняться продвижением своих политических воззрений. Второй способ - преобразование в партию уже существующего общероссийского общественного движения. Ведь люди могут работать вместе над определенными проблемами, не входящими в политическое поле. В процессе развития этой деятельности возникает нужда в более тесном взаимодействии с властью, вплоть до включения в ее состав. Тогда движение перерастает в партию. Необходимо понимать, что это два различных процесса. Следовательно, порядок регистрации политической партии отличается в них нюансами и особенностями. При желании начать деятельность на политическом поприще в этом следует хорошо разобраться.

Порядок регистрации партии

Теперь поговорим о, собственно, процедурах. Если партию желают образовать граждане, им следует провести учредительный съезд. Необходимо собрать представителей из различных регионов страны. Законодательством установлены строгие параметры для подобных мероприятий. Без их соблюдения регистрация политической партии невозможна. Обратимся к нормативам. На учредительном съезде принимаются основополагающие документы:

  • о создании партии;
  • об образовании ее региональных отделений субъектов Российской Федерации (в их число должно входить более половины из имеющихся);
  • программа;
  • устав;
  • о формировании руководства и ревизионных органов.

С момента положительного голосования по указанным вопросам политическая сила считается созданной. Если же в партию преобразуют общественное движение, то нужно только внести изменение в реестр юридических лиц. Этого достаточно, чтобы поменять статус организации. Перейдем к подробному рассмотрению обоих процессов.

и политическая сила

Начинается все с создания организационного комитета. В него следует включить не менее десяти граждан, имеющих по закону право на участие в политическом строительстве. Эти люди собираются и договариваются, что фиксируется обязательным протоколом. Далее следует уведомить специальный орган Росрегистрации о своем намерении. Вместе с письмом следует предоставить следующие документы для регистрации партии:

  • личные сведения об основателях (инициативной группе);
  • оргкомитета, в котором указываются цели, сроки полномочий, место дислокации, финансовые данные и персональные на то лицо, что будет открывать счет и подписывать бумаги.

Если все оформлено правильно, то указанное ведомство письменно подтверждает, что получило уведомление. Задача оргкомитета - провести учредительное собрание. Времени на это отводится не более года. А в течение месяца оргкомитет обязан обнародовать информацию о своей инициативе. Создание партии - процесс публичный. Потому со СМИ работать приходится постоянно.

Статус оргкомитета

Регистрация партии - процесс очень серьезный. Потому нужно поговорить об ответственности и правовом статусе лиц, взваливших на себя эту нагрузку. Оргкомитет на самом деле не является юридическим лицом, имея при этом некоторые его признаки. У этого временного органа есть счет, имущество. Он составляет и баланс. Оргкомитет собирает пожертвования, которые тратятся на создание политической силы. Кроме того, на плечах членов этого временного органа регистрация партии в России. Тем не менее их права ограничены априори. Ведь после официального оформления партии оргкомитет обязан передать все средства ее руководству.

Нюансы работы

На практике, кстати, высокие посты в новой политической силе достаются именно организаторам, но не всегда. Чтобы учредительный съезд считался законным, необходимо набрать 50 тыс. сторонников. Ранее эта норма была меньше в пять раз. Получается, что членам оргкомитета за год предстоит провести огромную работу. Необходимо искать сочувствующих и активных последователей идей, заниматься вопросами финансирования, организовывать региональные отделения и так далее. Если не справятся, то инициатива считается законченной. Деньги возвращают тем, кто их пожертвовал. А оргкомитет прекращает работу.

Учредительный съезд

Это мероприятие является основным при создании политической силы. Потому ему уделяется много внимания. О нем оповещают общественность через «Российскую газету». Последняя обязана напечатать объявление бесплатно. Съезд будет законным, если на него прибудут представители более половины регионов РФ. Сколько человек поедет из дальних уголков страны, определяет оргкомитет. Для государства важно, чтобы было достаточное представительство народа. В документы для регистрации политической партии обязательно включают протокол мероприятия. В нем отражаются представительства, процесс проведения и принятия решений. Государство имеет право проверить все сведения, изучить документы на соответствие действующему законодательству. В пакет включают и все решения съезда.

Преобразование объединения в партию

Здесь процесс несколько легче. Ведь у общественного движения уже есть организованные структуры. Необходимо, как и в первом случае, провести съезд, с обязательным оповещением о событии народа. На мероприятии принимают те же решения: устав, программа, образование политической партии с региональными отделениями. Однако по факту они уже имеются. Их только перерегистрируют в соответствующих органах. Следует добавить, что в партию преобразуют только общероссийские движения. Для региональных таковой возможности не предусмотрено.

В последние годы всякий человек, заявивший о желании создать партию, непременно первым услышит вопрос – «А сколько у тебя денег?» Деньги считаются главным и чуть ли не единственным условием… Нет, вру. Есть еще одно непременное, всеми признаваемое условие – административный ресурс. Другими словами – «хотят ли НАВЕРХУ, чтобы ты создавал партию?» Человек, ответивший на оба вопроса «нет», может сразу вешать себе на грудь табличку «сумасшедший». Но если даже и не повесит – ему такой ярлык тут же повесят окружающие…
И наоборот. Если человек на оба вопроса ответит «да», то ему все покажут большие пальцы и признают «перспективным партийным лидером». Ибо – как же? Что еще нужно партайгеноссе для счастья? Ну, разве что название еще придумать… Достаточно.
Я бы назвал для краткости этот основополагающий принцип нашей политической жизни «принципом Суркова». Именно благодаря стараниям этого выдающегося деятеля мы и имеем сегодня в России поистине уникальную «многопартийную систему». У нее есть важная особенность, которую нельзя не отметить: как только Кремль скажет, что больше не хочет – в силу каких бы то ни было причин - финансировать ту или иную партию, она буквально в тот же момент исчезнет, как будто ее и не было никогда. Естественно, это касается и «самой массовой» партии в РФ – «Единой России». Возможно, она исчезнет в этом случае даже быстрее, чем любые другие – и настолько прочно, что даже самые активные ныне ее «члены» через полгода вообще не вспомнят, что была такая партия, с медведем в качестве эмблемы…
Из принципа Суркова есть только одно исключение – КПРФ.

Самое удивительное, что сам вопрос о деньгах в отношении партии даже весьма умные люди считают естественным. Понятно, откуда это идет: это «бизнес-взгляд». Политическая партия рассматривается как еще одна разновидность «бизнес-проекта». Фактически, таким вопросом любопытствующий дает нам понять, что он вообще не признает политику некой отдельной сферой общественной деятельности. Просто – разновидность бизнеса. «Мало ли какими путями люди делают бабло!»

«Принцип Суркова» очень четко проявляется, к примеру, в недавно созданных молодежных отделениях «Единой России». В декларациях, зачем они нужны, простодушно и прямо указывается: «таким образом мы хотим создать возможности «социального лифта» для молодежи – ведь иными путями, не через «первички», им будет трудно попасть во власть». Вот так вот. Прямо признается, что в партию можно идти только с целями личного продвижения – а зачем еще? Даже не делается вида, что юные карьеристы идут в партию ради неких отвлеченных целей – типа «счастья народа», «борьбы с коррупцией» и т.п.

Неверно, причем в корне. Публичная политика – это сфера, отличная от бизнеса, в которой действуют свои, отличные от мира бизнеса законы. Главное, что нужно понять – это то, что деньги вообще не являются ОСНОВОЙ публичной политики. Основа политики – борьба за влияние, а не за деньги. И настоящий политик ищет не денег, а власти.

Понять основной принцип можно, если вдуматься в мотивацию тех, о ком у нас, говоря о политике, партиях и прочем, вообще не вспоминают. Речь об избирателях. Избиратель – это не работник и даже не потребитель. ЗАЧЕМ он голосует? Ради денег? Это примитивный взгляд «комсомольских политиков» как раз сурковской школы, которые и славны тем, что РЕАЛЬНЫЕ выборы всегда безнадежно проигрывали.

Стремление рассматривать политику как разновидность бизнеса сильно испортило и развратило нашу нашу политсферу. Собственно, ничего другого и нельзя было ожидать от толпы комсомольцев, наваривших башли во всяческих НТТМ, потом перешедших на бизнес-захваты при помощи бюджетных денег, а потом – на публичную сферу с тем же принципом «всех купим». Они скоро прочувствовали, что избиратель – не потребитель, ему, по большому счету, деньги не нужны. Собственно, отсюда и нынешнее стремление Кремля «сворачивать выборную лавочку». Там просто реально так и не поняли, «как этим безобразием управлять»…

Но бог с ними. Итак – как же создаются партии? И что может послужить критерием создания партии?

Тут всё просто. Партия реальна, когда она бесплатна. Принцип работы реальной партии прямо противоположен принципу успешной бизнес-структуры: партия живет на то, что ее участники отдают ей больше, чем получают взамен. Реальная партия начинается с того, что появляются люди, готовые что-то делать совместно и НИ ЗА ЧТО. То есть – без денег. Более того – когда люди готовы ОТДАВАТЬ то, что у них есть, без всяких гарантий возврата.
Важна цель. Цель партии (в отличие, скажем, от секты) – политическое влияние. Проникновение во властные структуры государства с тем, чтобы заставить их действовать как-то по-другому – так, как члены партии считают правильным. Если цель достигается и в политике государства под влиянием партии действительно происходит некий сдвиг – член партии чувствует удовлетворение, хотя, возможно, лично ему от этого «сдвига» ни жарко ни холодно, и денег на счету не прибавляется…

Настоящая партия дает избирателю делать то, что он хочет – влиять на политику; за это избиратель ее поддерживает, в том числе – своими деньгами, личным временем, физическим и умственным трудом и т.п.

Я так и слышу, что мне опять заорут: «Утопия! Ха-ха-ха! Это бред! Деньги давай! Знаем мы Ваши разводки! Сказочник! Нынче без бабла никто и не почешется!!...» и т.п.

И тем не менее. Только партия, действующая на указанных принципах, будет реальной. В определенном смысле, десяток действительно БЕСПЛАТНЫХ помощников стоят всего миллиона «членов» «Единой России». Партии за деньги – фуфло. Если создавать – то только БЕСПЛАТНУЮ партию.

И – я вас уверяю: ТАКАЯ партия будет поистине СТРАШНОЙ силой, которая «на раз» сметет всю эту нынешнюю «многопартийность» из сурковского папье-маше.

Как создать политическую партию

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СОЗДАЮТСЯ свободно: их создание не требует санкционирования либо разрешения со стороны государственных органов. Будучи общественным объединением, партия создается только гражданами, имеющими право состоять в политических партиях. Однако процесс создания партии, ее «рождения» регламентирован федеральным законом и осуществляется по строго определенной формальной процедуре.

Законом предусмотрено два способа создания партий. В зависимости от выбора одного их них установлены различные требования к порядку и процедуре создания и регистрации таких организаций: образование ее на учредительном съезде и создание путем преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. В первом случае партия создается непосредственно гражданами. Во втором случае ею становится ранее созданное общероссийское общественное объединение, зарегистрированное в качестве организации (объединения, основанного на членстве) или движения (объединения, не имеющего членства).

Схема создания политической партии

В зависимости от того, какой способ создания политической партий избран, варьируется последовательность действий и объем процедурных требований. Различается и момент, когда партия официально признается созданной.

Так, партия, образованная на учредительном съезде, считается созданной с момента принятия им (съездом) решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Что такое оргкомитет партии Каков его статус

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ создается гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, для подготовки, созыва и проведения ее учредительного съезда.

В составе оргкомитета должно быть не менее 10 человек, имеющих право быть членами политической партии. Создание оргкомитета оформляется на их совместном собрании .

О своем намерении создать партию оргкомитет обязан уведомить уполномоченный орган Росрегистрации (Федеральной регистрационной службы). Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

– сведения о не менее чем 10 членах организационного комитета с указанием их данных (Ф. И. О., гражданство, контактные телефоны);

– протокол собрания оргкомитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (не более года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, подробные (с указанием паспортных данных) сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть счет для формирования средств оргкомитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности.

Росрегистрации вменено в обязанность непосредственно в день получения ею уведомления о создании оргкомитета обеспечить выдачу документа о получении такого уведомления. Единственным основанием отказа может стать отсутствие либо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего оргкомитет в течение месяца обязан опубликовать в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.

Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он должен выполнить главную задачу – провести учредительный съезд партии. В этих целях комитет осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Российской Федерации региональных отделений создававмой партии, в том числе проводит собрания ее сторонников для избрания делегатов на учредительный съезд. Кроме того, организационный комитет через определенное им уполномоченное лицо открывает расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации.

По своему правовому статусу оргкомитет не является юридическим лицом. Вместе с тем он де-факто обладает отдельными признаками юридического лица, определенными в статье 48 ГК РФ. Это, прежде всего, наличие у него самостоятельного баланса и сметы расходов, что вытекает из наличия у него расчетного счета в одном из кредитных учреждений. Кроме того, по смыслу пункта 3 статьи 1 3 ФЗ «О политических партиях» оргкомитет имеет в распоряжении не только денежные средства, но и иное обособленное имущество. Однако вещные права оргкомитета по владению, пользованию и распоряжению имуществом носят ограниченный характер. В частности, оргкомитет обязан в случае создания партии передать ей денежные средства, иное имущество и финансовый отчет об их использовании с указанием источников их поступления.

Источник средств организационного комитета – пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц. Сбор средств осуществляется оргкомитетом с учетом требований и ограничений, установленных для пожертвований политическим партиям.

Предельный срок деятельности оргкомитета не может превышать одного года. Если организационным комитетом в течение установленного срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд партии, он прекращает свою деятельность. Оставшиеся денежные средства оргкомитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается им же, а в случае невозможности возврата деньги и имущество обращаются в доход Российской Федерации.

Поскольку с января 2006 г. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ существенно ужесточены требования к численности политических партий (минимальная численность увеличена с 10 тыс. до 50 тыс. членов), срок деятельности организационных комитетов, образованных для подготовки, созыва и проведения учредительных съездов политических партий до вступления закона в силу, был продлен на шесть месяцев.

Какие установлены требования к проведению учредительного съезда партии

ПОСКОЛЬКУ СОЗДАНИЕ политических партий происходит публично, то дата и место проведения учредительного съезда должны быть обнародованы заблаговременно. Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда оргкомитет партии публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда.

«Российская газета» обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о ее создании, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. Решения учредительного съезда партии по указанным вопросам принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда.

Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда.

Каков порядок преобразования общественного объединения в политическую партию

В СЛУЧАЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании соответствующих организации или движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, соответствующая организация или движение публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях.

Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации.

Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений.

Существует ли возможность преобразования в партию регионального общественного объединения

НЕТ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ в политическую партию предусмотрена только для общероссийских общественных объединений, созданных в организационно-правовой форме общественной организации (объединения, основанного на членстве) либо общественного движения (объединения, не имеющего членства). Межрегиональные, региональные, местные общественные объединения подобным правом не обладают.

Соответственно для того, чтобы непартийное общественное объединение (организация или движение) получило возможность преобразоваться в политическую партию, оно сначала должно получить статус общероссийского, что в свою очередь требует наличия региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Преобразование регионального либо межрегионального общественного объединения в общероссийское требует проведения соответствующей перерегистрации в Росрегистрации. После того как факт преобразования будет официально подтвержден и документирован, общественное объединение может принимать решение о преобразовании в политическую партию в порядке, определенном статьей 14 Федерального закона «О политических партиях».

С какого момента партия считается созданной

ПАРТИЯ СЧИТАЕТСЯ СОЗДАННОЙ со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием ее региональных отделений и получением ею документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Каково предназначение устава и программы партии

ОСНОВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ политической партии являются ее программа и устав. Последний является основным организационно-правовым документом, определяющим деятельность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

– цели и задачи политической партии;

– наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);

– условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;

– порядок учета членов политической партии;

– порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

– порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;

– порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;

– права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

– порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах; основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.

В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, относящиеся к ее деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации. Изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. За государственную регистрацию изменений, вносимых в устав политической партии, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

По Федеральному закону о политических партиях обязательным условием государственной регистрации является наличие программы партии, принятой съездом, – делегирование полномочий по принятию программы иным руководящим органам при любых обстоятельствах недопустимо. Представление программы партии при ее регистрации вызвано необходимостью подтвердить заявленный политический характер ее деятельности.

В целях обеспечения доступности тексты уставов и программ политических партий размешаются уполномоченным органом (Росрегистрацией) на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (п. 4 ст. 19 ФЗ «О политических партиях»).

Какова процедура регистрации политических партий и их региональных отделений

КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ легитимации политических партий, в ходе которой их правовой статус получает официальное подтверждение, а партии приобретают права юридического лица, является их государственная регистрация. В зависимости от национального законодательства регистрация политических партий осуществляется в различных органах: министерствах внутренних дел (Австрия, Испания, Италия, Франция), министерствах юстиции (Бельгия, Нидерланды), органе, ответственном за обеспечение проведения выборов (Бразилия, Перу), в министерстве по делам территорий (Конго), в судах общей юрисдикции (Ангола, Болгария, Португалия, Польша) либо в специально созданных для регистрации партий органах (Эфиопия).

Режим регистрации политических партий может быть определен как специальный, имеющий отличительные особенности от общего порядка регистрации юридических лиц. Специфика регистрации проявляется в том, что Росрегистрация осуществляет не только формальный (с точки зрения полноты и правильности оформления представленных документов), но и содержательный контроль за соответствием учредительных документов партий требованиям действующего законодательства. Соответственно и возможность для отказа в регистрации не исчерпывается непредставлением необходимых документов либо представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а предусматривает и иные основания.

Регистрация осуществляется после проведения учредительного съезда партии. Определенный законом предельный срок представления документов, необходимых для государственной регистрации партии, составляет шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо общероссийского общественного объединения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию. Несоблюдение этого срока является основанием для отказа в приеме документов, что может привести к необходимости проводить процедуру создания партии «по новой».

В 2001-2003 гг. в отведенный законом 6-месячный срок не сумели уложиться партии «Гражданский союз», Православная партия России, Партия зеленых Российской Федерации и Союзная партия возрождения России, Партия экономической свободы, Партия справедливости и развития России, Партия акционеров и вкладчиков.

Федеральный уполномоченный орган (Росрегистрация) ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размешает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения (п. 4 ст. 19 ФЗ «О политических партиях»).

Какие документы представляются при регистрации партии и ее регионального отделения

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 16 и 17 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации политическая партия представляет в Росрегистрацию – орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий:

1. Заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии с указанием их Ф. И. О., адресов и контактных телефонов. В случае если партия создается путем реорганизации общероссийского общественного объединения (организации, движения), заявление должно быть подписано уполномоченными лицами, ответственными за их преобразование в политическую партию, с указанием Ф. И. О., адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц. Формы заявлений утверждены приказом Минюста России от 12 июля 2002 г. № 199.

2. Два экземпляра устава политической партии в сброшюрованном виде с пронумерованными страницами, заверенные уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде.

3. Программу политической партии, заверенную уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде.

4. Заверенные уполномоченными лицами партии копии решений ее учредительного съезда о создании политической партии, о принятии ее устава и программы, о создании ее региональных отделений, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов (с указанием данных о представительстве делегатов на учредительном съезде и результатах голосования). Если партии создаются путем реорганизации общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, то представляются копии решений съезда об их преобразовании в политическую партию, о принятии ее устава и программы, о преобразовании региональных отделений соответствующей организации или движения в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

5. Документ об уплате государственной пошлины.

6. Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда партии.

7. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией.

8. Копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений партии. В протоколах конференций и собраний региональных отделений партии должны содержаться указания о численности состоящих в них членов партии. Данные сведения должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к численности региональных отделений (не менее 500 членов, в большинстве субъектов Российской Федерации). Необходимые для регистрации решения съезда партии и протоколы конференций ее региональных отделений должны быть заверены их уполномоченными.

Формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения (в т. ч. партии), утверждены приказом Минюста России от 5 декабря 2003 г. № 310, в котором содержится ряд дополнительных требований к форме заявления (в частности, предусмотрено, что оно подается в нотариально заверенной, а не в простой письменной форме посредством заполнения форменного бланка) .

В случае преобразования общественной организации либо общественного движения в политическую партию перечень документов, представляемых для государственной регистрации, несколько отличается. Во-первых, поскольку в данном случае партия официально будет считаться созданной с момента ее регистрации, все необходимые документы принимаются от имени преобразуемого общественного объединения и передаются в регистрирующий орган его представителями. Во-вторых, к перечню документов необходимо дополнительно приобщить передаточный акт общественной организации или общественного движения.

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган представляются следующие документы:

– копия решения учредительного съезда политической партии, либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, либо уполномоченного органа партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;

– заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

– заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

– заверенная уполномоченными лицами регионального отделения партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности регионального отделения, а также места нахождения его руководящих органов;

– документ об уплате государственной пошлины;

– сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением;

– список членов регионального отделения политической партии.

Определенный в статьях 16 и 17 Федерального закона «О политических партиях» перечень требуемых для регистрации документов имеет исчерпывающий характер – орган юстиции не вправе требовать представления иных документов для регистрации.

Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения федеральным уполномоченным органом (Росрегистрацией), размешены на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

На каком основании можно отказать партии в регистрации Можно ли обжаловать отказ в регистрации

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 20 Федерального закона «О политических партиях» политической партии может быть отказано в государственной регистрации по ряду оснований:

1. Положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам (противоречия устава законам субъектов Российской Федерации и подзаконным актам основанием для отказа не являются). Как показывает практика, такие противоречия чаше всего выражаются в наличии в уставе положений, несовместных со статусом партии, в нарушении принципов создания и деятельности политических партий, в наличии правовых пробелов по вопросам, которые в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» должны быть урегулированы уставом партии, а также в неразрешимых внутренних противоречиях устава.

2. Наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях». Несоответствие может выражаться в нарушении запрета на использование в наименовании политической партии названий органов государственной власти и местного самоуправления, указаний на признаки национальной или религиозной принадлежности, а также имени и фамилии гражданина. Наименование партии может свидетельствовать о наличии в ее деятельности признаков экстремизма.

3. Не представлены документы, необходимые по закону для государственной регистрации политической партии. Непредставление требуемых законом документов, на наш взгляд, следует толковать лишь как непредставление полного перечня документов. Однако следует отличать представленные документы, имеющие технические погрешности в оформлении, от документов, принятых с нарушением законодательно установленного порядка (в данном случае такой документ не может быть признан действительным).

4. Федеральным уполномоченным органом установлено, что информация, содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах, не соответствует положениям Федерального закона «О политических партиях».

5. Имеет место нарушение установленных Федеральным законом «О политических партиях» сроков представления документов, необходимых для ее государственной регистрации.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

1. Не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

2. Территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суде. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторно представленных документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Может ли местное отделение политической партии обладать правами юридического лица

ДА, МОЖЕТ. ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» предусмотрена возможность предоставления прав юридического лица не только региональному отделению, но и иному структурному подразделению политической партии, в том числе ее местному отделению. Возможность предоставления такого права местному отделению должна быть предусмотрена уставом политической партии. Государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях»). В этом случае на местное отделение распространяются требования, установленные для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» (в части требований к численности местных отделений и невозможности создания нескольких отделений на территории одного субъекта Российской Федерации).

Важно помнить, что наделение структурного подразделения партии статусом юридического лица (правом заключать гражданско-правовые договоры, иметь расчетный счет, быть истцом и ответчиком в суде) не влечет за собой права его самостоятельного участия в выборах, вопрос о предоставлении которого в уставе партии должен быть прописан отдельно. Возможны как ситуации, при которых местное отделение партии, являющееся юридическим лицом, не обладает правом самостоятельного участия в выборах, так и обратная ситуация: структурное подразделение имеет право участия в выборах, но не имеет статуса юридического лица. В последнем случае информация о таких структурных подразделениях должна ежегодно представляться в территориальные органы Росрегистрации в порядке, установленном пп. «б» п. 1 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях».

Что делать, если после принятия съездом устава и программы были обнаружены ошибки

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОТВЕТИТЬ на этот вопрос, необходимо точно уяснить характер ошибки и момент ее обнаружения. Так, технические ошибки, содержащиеся в уставе партии (нарушения правил орфографии и пунктуации, повторы слов, несогласованность падежей, сбои в нумерации статей и пунктов устава), могут быть исправлены после принятия устава, но до момента представления документов на регистрацию.

Другое дело, когда устав содержит внутренние противоречия либо правовые пробелы по вопросам, которые по закону должны быть урегулированы. Такие ошибки обычно являются следствием недостаточной проработки документов либо неудачных компромиссов: предлагаемые на съезде партии поправки принимаются «с голоса», без предварительной проработки. Впоследствии, когда выявляется юридическая несостоятельность отдельных формулировок, возможность их исправления уже утрачена. В этих случаях исправление ошибок требует созыва нового съезда партии: в противном случае угроза отказа в регистрации более чем реальна.

Программа политической партии представляется исключительно для сведения: содержащиеся в ней ошибки, неточности не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации. Федеральному уполномоченному органу также запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу. Единственное исключение – наличие в ней положений, определяющих в качестве целей или действий партии насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В каких случаях регистрация политических партий аннулируется

АННУЛИРОВАНИЕ ЗАПИСИ о регистрации политической партии производится в случае, если после регистрации политической партии своевременно не будут созданы региональные отделения. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях» государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

В случае если политическая партия в течение месяца со дня истечения указанного шестимесячного срока не представит в федеральный уполномоченный орган (в Росрегистрацию) копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц. Указанные сроки продлеваются в случае, если решение об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии обжаловано в суд и на день истечения указанных сроков решение суда не вступило в законную силу (п. 7 ст. 15 ФЗ «О политических партиях»).

© 2024 realerus.ru -- Финансовый советник