Развитие грамотности и торговли в средние века. Важнейшие торговые пути средневековья. Великие торговые пути прошлого

Главная / Вопросы

Вспомним, что мешало развитию торговли в раннее средневековье.
Что с возу упало, то пропало. Дороги были плохими, товары часто выпадали из повозок. Теперь они считались собственностью феодала - владельца земли.


Каждый феодал брал за проезд по его земле налог. В лесах - разбойники. Ночевать безопасно можно было на постоялых дворах - а они принадлежали феодалу.

Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами.

Причины развития торговли

1 Развитие сельского хозяйства и развитие ремесленного производства;

2 Рост городов.

Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространства между поселениями занимали огромные, непроходимые леса, кишевшие хищниками и разбойниками. Было очень мало хороших дорог.
88888888888888
ВСПОМНИ.
Что препятствовало торговле в средние века?

Торговля происходила не только на рыночной площади. В городах, где проходили крупные сезонные ярмарки, эти ярмарки могли раскидываться и за городскими стенами - на лугу или (в северных городах зимой) на льду замерзшей реки или озера.

В большом городе могло быть несколько торговых площадей. Некоторые из них были "специализированными" местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая и пр.).


На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.

Торговля строго регламентировалась по времени. В лавках на площади и на улочках можно было торговать с рассвета до заката во все дни кроме праздников и воскресений. Начало и конец ярмарки тоже отмечались и оставаться торговать после официального закрытия ярмарки приезжим купцам не дозволялось.

8888888888888
За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось платить пошлины. Для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии. На собраниях члены гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу. Члены гильдии устраивали межу собой товарищества для совершения одной или нескольких операций.

Расширение торговых связей

Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами. Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.

Что прежде всего необходимо для оживленной торговли? Хорошие и безопасные дороги.Поэтому с XIII в. в Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые.

Работа с картой.

Выгодные торговые пути дошли на Восток. Что могли привозить оттуда купцы? Предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни. Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям на Русь. Отсюда в Европу везли соль, мех, шерсть, лес, воск, мёд и многое другое.

В 14 веке купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имуществу и вытеснения соперников. Ганза имела филиалы в других странах.


Ярмарки и банки


Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий. Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег. Меняла – человек, который занимался обменом денег.Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам.

Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты.
Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек.

На смену натуральному хозяйству проходит новое товарно – денежное хозяйство. Это хозяйство, при котором продукция производилась для продажи на рынке.
=============================================
https://youtu.be/wGsOE6_Roek










=================================
Вопросы
Докажи, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений.
Изучи карту. Какие страны были связаны торговыми отношениями?
Почему люди стали нуждаться в торговле, обмене товарами?
Крестьянин впервые попал в город. Напиши от его имени рассказ об увиденном. Используй для этого информацию, полученную из фильма и картинок.
=================================
Даша, прекрасно! 5.5 ++!.

· Византия

Главная торговля в христианское время велась с Востоком, и наиболее редкие, драгоценные предметы торговли приходили из отдаленных стран Китая и Индии. Западная Европа, находясь в раннее средневековье в периоде создания новых германских государств, жила в условиях, в высшей степени неблагоприятных для развития собственной экономической жизни. Восточная Римская империя с таким центром, как Константинополь, оказалась силой обстоятельств в роли посредника между Западом и Востоком, и подобная роль ее продолжалась до эпохи Крестовых походов. Оттуда шли роскошные ткани – шелк.

Само византийское государство не находилось в прямых торговых сношениях со странами дальнего Востока; посредником между ними, имевшим от этого громадные выгоды, являлась персидская держава Сасанидов. Главных торговых путей было два: один сухопутный, другой водный . Первый, караванный, путь шел от западных границ Китая, через Согдиану к персидской границе, где происходила перегрузка товаров из рук китайских купцов в руки персидских, которые уже отправляли их дальше в определенный таможенный пункт на византийской границе. Другой, водный, путь шел таким образом: китайские купцы на кораблях везли свои товары до острова Тапробан (теперь Цейлон), на юг от по-луострова Индостан, где товары перегружались, преимущественно на персидские корабли; по-следние везли их по Индийскому океану и Персидскому заливу к устьям Тигра и Евфрата, от-куда вверх по Евфрату товары доходили до лежавшего на этой реке византийского таможенно-го пункта.

Особенно важной отраслью торговли был китайский шелк. Ввиду трудности его доставки цена на шелк и на шелковые изделия, на которые был громадный спрос в Византии, поднималась временами до необычайных размеров. Наиболее известным из купцов-путешественников раннего средневековья был александрийский купец Косма. В VI в. он побывал в Эфиопии, Индии и Западной Азии, за что получил прозвище Индокоплов, т.е. "плаватель в Индию". После возвращения он написал сочинение "Христианская топография Вселенной". На первое место Косма ставил авторитет Библии, стараясь согласовать данные физического землеведения с содержанием Священного Писания.

· Еврейская торговля.

С возникновением арабского халифата для европейцев были затруднены пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Это привело к тому, что в 7-9 вв. произошел сдвиг торговых путей на север Европы. Но традиционные торговые пути на восток не были совсем заброшены. На протяжении раннего Средневековья торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам контролировали странствующие еврейские купцы радхо-ниты или раданиты, которые создали первую в истории постоянную торговую сеть, прости-равшуюся от Китая и Индии до Западной Европы. Происхождение этого термина не вполне ясно (вероятно, от персидского «знающие дорогу»), как и то, что именно он обозначал, - определённую купеческую гильдию, клан либо торговцев в целом.

Успех еврейских купцов был связан с присутствием еврейских общин во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая. Постоянное напряжение между христианскими и мусульманскими торговцами подчас выливалось в запреты на посещение враждебной стороны. На еврейских купцов эти запреты обычно не распространялись.

Раданиты вели торговлю, прежде всего, товарами, стоившими дорого при относительно небольшом объёме, такими как специи, духи, ювелирные украшения, шелка, масла, ладан, оружие, меха, а также рабы.

Раданиты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые чсти Индии и Китая.

Было четыре основных торговых маршрута, использовавшихся раданитами в их поездках. Все четыре начинались в Европе и заканчивались в Китае.

1. Морем из Франции до Суэца, оттуда по суше на верблюдах до побережья Красного моря, затем на кораблях в Индию и Китай. На обратном пути посещали Константинополь.

2. Морем из Франции в Ливан, через Ирак и Персидский залив в Индию и Китай

3. Морем из Испании или Франции через Гибралтарский пролив до Египта, оттуда через Ливан и Ирак в Персию и Индию.

4. Через Центральную Европу в земли славян и Хазарский каганат, в акваторию Каспия, затем в Среднюю Азию и Китай.

Деятельность раданитов пошла на спад в конце IX века в связи с подъёмом «национальных» торговцев. После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути на время заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности.

В средневековье почти все путешествия носили, так или иначе, оттенок паломничества и миссионерства. Одним из немногих примеров путешественника, которого толкала в путь просто любознательность и жажда приключений был Вениамин (Бен-Иона) Тудельский, испанский еврей из города Тудела, в Наваррском королевстве. За тринадцать лет (1160-1173) он объехал почти весь известный тогда мир и описал свое путешествие в книге. Вениамин Ту-дельский считается первым европейским путешественником, посетившим страны Востока. Путеводители, и весьма подробные, создавались еще в Древнем Риме, но они касались преимущественно Италии и античной Греции.

· Фризы

С возникновением арабского халифата для европейцев были затруднены пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Это привело к тому, что в 7-9 вв. произошел сдвиг торговых путей на север Европы. Новый торговый путь вел из Британии и Западной Европы в Скандинавию, на Русь и оттуда в Визан-тию и на Восток.

Первопроходцами нового северного пути были фризы, жившие на территории совре-менных Голландии и Северной Германии. Во всех франкских источниках самыми активными торговцами, начиная с VIIв., называются фризы. Фризы, оказались на перекрестке двух торго-вых путей - один с юга по Рейну на Британские острова и обратно, а другой вдоль морского побережья с Запада на Восток и в обратном направлении. Выгодность положения способство-вала не просто расцвету торговли фризов производившимися ими сырами, кожами, шерстяной одеждой, но и их посреднической торговли на большие расстояния по морю, отчего Северное море с начала нашей эры называлось Фризским. Они торговали в долинах Мааса, Рейна и по Северному морю. Фризы бойко торговали в Англии, Скандинавии, а также вдоль Рейна. В Лондоне и Йорке у них были свои кварталы; они основали колонию в Бирке (Швеция). В Майнце фризский квартал в IXв. слыл лучшей частью города, а в Кельне колония фризских купцов пользовалась доброй репутацией.

Кроме традиционного ареала Рейн-Северное море, фризские купцы освоили Балтику до острова Готланд, а несколько позже, в 1224г., один из купцов Гронингена добрался со свои-ми товарами до Смоленска . У них были самые надежные корабли-когги. Именно фризам поручили оснащение кораблей крестоносцев для Первого крестового похода (1096-1099).

Фризы играли главную роль на торговом пути в Юго-Восточную Англию. Основные богатства фризы добывали благодаря торговле с Востоком - Скандинавией и Балтией - до-ставляя оттуда янтарь, меха, рабов и многое другое.

Основным типом корабля фризов был дромон. Длина некоторых судов этого класса до-стигала 41 м. Обшивка была дубовая, с традиционным для севера способом внакрой. Платфор-мы по оконечностям судна закрывались щитами воинов и предназначались для лучников и пращников. Значительным шагом вперед явилась установка второй, наклонной в сторону форштевня мачты. Более узкий ее парус позволял ходить при боковых ветрах. Создание подоб-ных судов вплотную приблизило северное судостроение к постройке самого распространенно-го типа балтийского судна - ганзейского когга.

Фризы были уникальными купцами не только потому, они монополизировали транс-порт на Рейне и в Северном море, не только благодаря своему мастерству кораблевождения, а потому что были очень нетипичны для раннего Средневековья. Прекрасными мореходами бы-ли и викинги, но они не слыли купцами (хотя и торговали), потому что в одном месте грабили и убивали, а в другом-продавали награбленное. Пиратство на море и грабеж на дорогах были заурядными делами в те времена, поэтому купцы всегда были вооружены, они были одновре-менно и стойкими, и умелыми бойцами, способными постоять за себя. В раннем Средневеко-вье вооруженный и сильный купец редко воздерживался от соблазна ограбить более слабого, попавшегося ему на дороге. Судя по свидетельствам современников, фризы были первыми в Европе, кто отказался от этой варварской практики.

Но в IX в. начались набеги викингов, причем такие разрушительные, что епископ Утрехта покинул Фризию. В XII-XIII вв. фризская торговля была поглощена общенидер-ландской торговлей.

Норманны

Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, проникали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Юж-ную Европу и Северную Африку и доходили до Сицилии. Они брали даже далекие от моря города – Париж, Севилью, Тулузу. В Европе даже появилась молитва «Боже, спаси нас от норманнов», но и она не помогала.

В 9-10 веках викинги перешли от набегов к завоеваниям. К 869 г. датчане укрепились на северных и восточных берегах Британии и на востоке Ирландии. На территории нынеш-ней Франции в 911 году норманны поселились в низовьях Сены. Эта территория и до сего-дняшнего дня носит название Нормандия. На юге Европы норманны создали государства Апулию (юг Италии) и Сицилию.

Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы, и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. С 862 г. варяжская династия Рюриковичей стала править древнерусским государ-ством. В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и коло-низировали Исландию.

В 900 г. шторм стал причиной открытия Гренландии. Корабль, возглавляемый Гуннбь-ёрном и направляющийся из Норвегии в Исландию, был отброшен к незнакомым берегам. Мореплаватель не стал исследовать неизвестный берег и возвратился в Норвегию. Позже Эрик Рыжий нашел эту страну и в течение трех лет исследовал ее побережья. Для того чтобы при-влечь переселенцев, он даже назвал эти не очень приветливые земли Зеленой Землей (Грен-ландией). Потомки викингов жили в Гренландии почти 400 лет.

Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. В 1000 г. Лейф Эйриксон, сын Эрика Рыжего, отпра-вился всего на одном корабле с командой из 35 человек и открыл Америку. Они сделали оста-новки на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд - "Лесная страна", и в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, назвав эту землю Винланд - "Земля винограда". Через год группа переселенцев, возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже поселилась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки. Но дружествен-ные отношения с аборигенами у переселенцев не сложились. И хотя были предприняты еще пять экспедиций в Винланд, они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами.


Похожая информация.


    • Предмет исторической географии
      • Предмет исторической географии - страница 2
    • История возникновения и развития исторической географии
    • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху
      • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху - страница 2
    • Физико-географическое районирование Западной Европы
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 2
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 3
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 4
    • Отличительные черты физической географии средневековья
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 2
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 3
  • География населения и политическая география
    • Этническая карта средневековой Европы
      • Этническая карта средневековой Европы - страница 2
    • Политическая карта Европы в период раннего средневековья
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 2
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 3
    • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 2
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 3
    • Социальная география
      • Социальная география - страница 2
    • Численность населения, его состав и размещение
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 2
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 3
    • Типы сельских поселений
    • Средневековые города Западной Европы
      • Средневековые города Западной Европы - страница 2
      • Средневековые города Западной Европы - страница 3
    • Церковная география средневековой Европы
    • Некоторый черты географии средневековой культуры
  • Экономическая география
    • Развитие сельского хозяйства в раннее и развитое средневековье
    • Системы земледелия и землепользования
      • Системы земледелия и землепользования - страница 2
    • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы
      • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы - страница 2
  • География ремесла и торговли
    • Особенности размещения средневекового ремесленного производства
    • Шерстяное производство
    • Горное дело, металлообработка судостроение
    • География ремесла отдельных стран Западной Европы
      • География ремесла отдельных стран Западной Европы - страница 2
    • Средневековая торговля
    • Средиземноморский район торговли
      • Средиземноморский район торговли - страница 2
    • Северный район европейской торговли
    • Ареалы монетных систем
    • Транспорт и пути сообщения
      • Транспорт и пути сообщения - страница 2
  • Географические представления и открытия раннего и развитого средневековья
    • Географические представления раннего средневековья
      • Географические представления раннего средневековья - страница 2
    • Географические представления и открытия эпохи развитого средневековья
    • Картография раннего и развитого средневековья
  • Историческая география Западной Европы в позднее средневековье (XVI - первая половина XVII В.)
    • Политическая карта
      • Политическая карта - страница 2
    • Социальная география
    • Демография позднего средневековья
      • Демография позднего средневековья - страница 2
      • Демография позднего средневековья - страница 3
    • Церковная география
    • География сельского хозяйства
      • География сельского хозяйства - страница 2
    • География промышленности
      • География промышленности - страница 2
      • География промышленности - страница 3
    • Торговля позднего феодализма
      • Торговля позднего феодализма - страница 2
      • Торговля позднего феодализма - страница 3
    • Транспорт и пути сообщения
    • Путешествия и открытия XVI-XVII вв.
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 2
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 3

Средневековая торговля

Торговые сделки были характерны для средневекового общества во все века его существования. Даже в период раннего феодализма, при полном господстве натурального хозяйства, торговля окончательна не исчезала, хотя и не носила регулярного характера. Ее роль увеличилась с появлением товарно-денежных отношений, вызванных возникновением и развитием средневековых городов; торговая деятельность становится неотъемлемой чертой феодального общества.

Средневековая торговля имела ряд специфических особенностей. Ведущая роль принадлежала в ней внешней, транзитной торговле; натуральностью хозяйства, в принципе существовавшей в любом феодальном обществе, объясняется тот факт, что основная масса предметов потребления производилась в самом хозяйстве, на рынке приобреталось лишь то, чего не было (или не хватало) в данной местности. Это могло быть вино, соль, сукно, хлеб (в неурожайные годы), но чаще всего это были левантийские восточные товары.

Восточные товары (специи) подразделялись на две группы. К «грубым специям» относились различные ткани (шелк, бархат и пр.), квасцы, редкие металлы, т. е. те предметы, которые отмеривались и отвешивались на локти, квинталы или поштучно. Собственно «специи» измерялись на унции и гроссы; это были главным образом пряности (гвоздика; перец, имбирь, корица, мускатный орех), красители (индиго, бразиль), благовонные смолы, лекарственные травы. Роль восточных товаров в быту западноевропейских народов была чрезвычайно велика.

Целые отрасли европейской экономики (шерстоткацкое производство, например) зависели от заморских красителей и квасцов, мясная по преимуществу пища самых разнообразных слоев населения требовала большого количества острых приправ, наконец, ряд снадобий восточного происхождения (разные травы, истолченный рог носорога, даже сахар) являлись редкими и, как тогда казалось, единственными лекарствами. Но, несмотря на потребность европейского рынка в этих товарах, масштабы торговли ими, как будет показано ниже, были незначительны.

Внешняя, транзитная торговля прошла через все средневековье, меняя только свои масштабы, направление, характер. Иной была судьба местной, внутренней торговли.

Местная торговля, т. е. товарный обмен продукции ремесла и сельского хозяйства, в серьезных масштабах возникла в развитое средневековье, в результате развития городов и особенно после распространения денежной ренты. Господство денежной формы ренты привело к массовому вовлечению деревни в товарно-денежные отношения и созданию местного рынка. Поначалу он был очень узок: на нем выступала относительно небольшая часть крестьянской продукции, да и покупательные способности мелкого города были весьма ограничены; к тому же цеховая монополия и торговая политика городов принуждали крестьянина торговать только на данном рынке, только в соседнем городе.

Рыночные связи большинства средневековых городов были небольшими. Так, в Юго-Западной Германии городские дистрикты в целом не превышали 130-150 кв. км, в Восточной Германии - 350-500 кв. км. В среднем на континенте городки располагались в 20-30 км друг от друга, в Англии, Фландрии, Нидерландах, Италии - еще ближе. Известный английский юрист XIII в. Брактон полагал, что нормальное расстояние между рыночными местечками не должно превышать 10 км.

Очевидно, на практике существовало неписанное правило, по которому до ближайшего рынка крестьянин мог добраться за несколько часов (на быках!), чтобы успеть в тот же день вернуться обратно; такое положение считалось нормальным. В качестве товаров на таком рынке выступала самая разнообразная сельскохозяйственная продукция округи и необходимые массовому покупателю ремесленные изделия. Естественно, что характер этих рыночных связей был неустойчив и всецело зависел от урожайности текущего года.

С развитием производства возникает хозяйственная специализация разных областей по отдельным продуктам (хлеб, вино, соль, металлы) и меняется характер местной торговли. Она становится более регулярной, менее зависящей от различных внешних факторов, увеличиваются ее масштабы. Расширяются и торговые связи рыночных центров: возникают более крупные рынки, на которых концентрируется продукция не только ближайшей округи, но и более отдаленных мест, переправляющаяся затем в другие области и страны. Такими центрами, например, становятся Ипр, Гент и Брюгге во Фландрии, Бордо в Аквитании, Ярмут и Лондон в Англии.

Однако не следует преувеличивать масштабы этого процесса. Во-первых, он характерен только для отдельных районов континента, там, где специфика географических и исторических факторов создала особо благоприятные условия для ранней товарной специализации хозяйства; во-вторых, связи таких рынков оставались неустойчивыми и зависящими от различных, в первую очередь политических, обстоятельств. Так, Столетняя война прервала складывавшуюся виноторговлю Бордо в Англии и торговлю английской шерстью в Нидерландах; вхождение Шампани в состав Французского королевства затруднило приток фландрских и английских товаров на знаменитые шампанские ярмарки и послужило одной из причин их упадка. Формирование устойчивых областных, региональных рынков - явление, присущее в основном позднему феодализму; в эпоху развитого средневековья мы встречаем только отдельные его проявления.

Специфика торговли раннего и развитого средневековья заключалась в существовании в Европе двух основных торговых районов, отличавшихся значительным своеобразием, - южного, средиземноморского, и северного, континентального.

Торговля в средние века являлась делом очень трудным и опасным. Крупные партии товаров можно было перевозить только или по разбитым, ухабистым грунтовым дорогам. За проезд через владения каждого феодала купец должен был платить пошлину. Пользование мостами и переправами также было платным. Например, чтобы провезти товары по всему течению французской реки Луары, нужно было 74 раза платить пошлину. И когда купец довозил товар до места продажи, нередко оказывалось, что он заплатил пошлин больше, чем стоил самый товар. К тому же феодалы часто грабили купцов на проезжей дороге. А если ломалась телега и товары падали на землю, они переходили в собственность сеньора данной земли. Отсюда и пошла поговорка: «Что с воза упало, то пропало».

В средневековой Европе было два главных морских торговых пути. Один вёл через Средиземное море на Восток. Этим путём в Европу привозили много товаров из стран Азии и Африки - шелка, ковры, оружие. Чрезвычайно ценились в Европе восточные пряности, особенно перец. Он служил не только приправой к пище, но и лекарством от желудочных болезней. Сначала главную роль в торговле с Востоком играли византийские купцы. Потом её взяли в свои руки купцы двух итальянских портовых городов - Венеции и Генуи.

Второй морской торговый путь проходил через Северное и Балтийское моря и связывал Англию, Францию, Северную Германию, Фландрию, скандинавские страны, Польшу, Прибалтику, Русь. Заметное место принадлежало здесь русским городам - Новгороду и Пскову. По этому пути перевозились ткани и другие ремесленные изделия на Русь, в Швецию и Польшу, а отсюда на запад шли хлеб, корабельный лес, лён, воск и кожи.

Кроме того, существовало два главных речных пути. Один из них вёл из Адриатического моря по реке По через альпийские горные перевалы к реке Рейн и в Севернее море. Этой дорогой южные и восточные товары попадали в Северную Европу. Другой по реке Неман или по рекам Неве, Волхову и Ловати вёл из Балтийского (Варяжского) моря через Днепр в Чёрное (Русское) море и Византию. На Руси эту дорогу называли путём «из варяг в греки».

Ярмарки и банки

Купцы со всей Европы несколько раз в год съезжались в определённые города на ярмарки. Сеньор той области, где устраивались ярмарки, давал клятвенное обещание, что обеспечит безопасность купцов и сохранность их товаров. За это купцы платили ему пошлины. Особенно известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Здесь можно было приобрести индийский перец и скандинавскую сельдь, английскую шерсть и русский лён, шампанское вино и арабские клинки.

Этим же менялам отдавали деньги на хранение. Так появились банкиры (от итальянского слова «банка» - скамья, на которой они сидели во время ярмарок). Банкиры - владельцы банков, то есть хранилищ денег, быстро превратились в очень богатых людей, перед которыми заискивали даже короли и князья.

Товарно-денежное хозяйство

Развитие ремесла, торговли, банков подрывало господство натурального хозяйства. Если раньше крестьяне производили продукты только для собственного потребления и для уплаты оброка, то теперь они производили их и для продажи в городе. Феодалы тоже начали посылать в город для продажи продукты из своих поместий. А ремесленники вообще производили свою продукцию только для продажи. Продукция, предназначенная для продажи, называется товаром.

И ремесленники, и крестьяне, и феодалы за проданные товары получали деньги. Натуральное хозяйство стало уступать место товарно-денежному.

С развитием товарно-денежного хозяйства в жизни феодальной Европы произошли большие перемены. Установились торговые связи между различными областями. Например, Южная Франция производила теперь оливковое масло не только для себя, но и для продажи на Севере страны. Север Франции снабжал южные области своими сукнами, а из Восточной Франции привозили в другие районы железо. Юг, Север и Восток Франции уже не могли существовать друг без друга и стремились к объединению в едином государстве.

Усилились торговые связи и между отдельными странами. Жители разных стран лучше узнавали друг друга, обменивались ремесленными изделиями, передавали друг другу свои познания. Значит, с развитием товарно-денежного хозяйства двинулось вперёд и развитие культуры.

Но жизнь крестьян стала ещё более тяжёлой. Феодалам нужно было всё больше денег для того, чтобы покупать в городе различные предметы, дорогое оружие, тонкие сукна, вина, пряности. Эти деньги они стремились получить от крестьян и стали требовать уплаты оброка деньгами. Почти все деньги, которые крестьянин получал от продажи продуктов в городе, он должен был отдавать феодалу. Другие феодалы сами стремились выручить побольше денег от продажи собственных продуктов на городском рынке. Для этого они увеличивали оброк продуктами или заставляли крестьян больше работать на барщине. Феодальный гнёт становился невыносимым. Крестьяне всё чаще восставали против феодалов.

Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению классовой борьбы между крестьянами и феодалами.

ТОРГОВЛЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Вопросы в тексте параграфа

Что способствовало широкому развитию торговли в Арабском халифате и Византийской империи?

Византийская империя благодаря своему географическому положению находились на перекрестках торговых путей. Это давало ей исключительные преимущества в торговле. Византия торговала и с Западом, и с Востоком. Арабский халифат тоже начинался с нескольких городов вдоль торговых путей. Впоследствии с присоединением новых стран, развитие торговли стало еще более интенсивным, поскольку при сильном централизованном правлении торговля стала безопасной и комфортной. Арабы активно занимались и международной торговлей, поставляя в Европу пряности и украшения.

Какие беды приносили населению европейских стран феодальная раздробленность?

Во времена раздробленности феодалы постоянно воевали друг с другом, решая все свои вопросы при помощи оружия. Естественно, страдало от этого в первую очередь простое население. Ведь для того, чтобы ослабить противника, не нужно даже атаковать его хорошо укрепленный замок. Достаточно уничтожить его крестьян, сжечь поля, разорить деревни – и враг лишится своих доходов.

Работаем с картой

В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему. Найдите места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника. Какие торговые города соперничали на Средиземном море? Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз?

  • Множество городов и крупных ярмарок было на севере и северо-востоке Франции и в Священной Римской империи. Эти страны стали крупнейшими правопреемниками империи Карла Великого и переняли все достижения античных государств и империи франков.
  • Самые известные ярмарки были на севере франции в Брюгге, на северо-западе в Реймсе (Шампань), а также в крупных городах Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Кёльн, Бремен, Любек, Магдебург, Прага, Милан и т.д.
  • На Средиземном море соперничали два торговых города-республики Генуя и Венеция.
  • В Ганзу входили города, расположенные на севере и северо-востоке Европы, начиная от Лондона, Брюгге, Амстердама, Кёльна, Бремена, Любека… Всего в год основания Ганзы в нее входило около 70 городов. По мере роста союза в его составе было до 300 городов и портовых поселений.
  • Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Обобщение информации параграфа

1. Почему рост городов вел к расширению торговли?

Города были центрами ремесленного производства. Товары, производимые ремесленниками, использовались не только для собственного потребления, но в большей степени для продажи или обмена. Большое количество товара продавалось на городских ярмарках. Постепенно, ярмарки стали центрами не только для торговли с близлежащими территориями, но и для международной торговли. Городские купцы осваивали все новые и новые торговые маршруты.

2. В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье?

Товары для продажи приходилось перевозить на большие расстояния. Между городами и селениями были огромные пространства с полями, лесами, горами, реками. Зачастую между селениями не было пригодных дорог. Купцам приходилось не только выдерживать трудности путешествия, но и опасаться диких зверей и разбойников.

3. Какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком? Каковы были их отношения друг с другом? Для ответа используйте карту.

Сухопутные торговые пути опутывали всю территорию Западной Европы. Многие города были крупными ремесленными и торговыми центрами. Особенно можно выделить города Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Прага, Кёльн. А также города Франции и Кастилии Париж, Брюгге, Реймс, Лион, Толедо, Севилья, Кордова и Гранада.

Морские торговые пути связывали города Северной Европы, скандинавские страны и северо-восточные города Руси. Наиболее важным в северной морской торговле считался Ганзейский торговый союз, объединивший сначала более 70 европейских городов (в последствии до 300 городов), а также русские города (Новгород, Архангельск), шведские и норвежские города (Стокгольм, Берген) и английские (Саутгемптон, Уинчестер и Лондон). На севере Европы крупные торговые города предпочли объединиться в союз, чтобы диктовать свои условия торговли.

Торговля с южными и восточными землями (Северная Африка, Египет, Сирия, Крым, Кавказ) велась через море в основном итальянскими торговыми городами-республиками Генуя и Венеция, которые постоянно враждовали между собой. Также большую роль в восточной торговле по- прежнему играли Константинополь, Александрия, Мессина, Кафа, прибрежные города Сирии и Палестины.

4. Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.

Ганза – крупнейший политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XIII века. В регистр Ганзы в разные времена входили до 300 городов, из них около 100 прибрежных портовых городов. Под ее влиянием находилось до 3 тысяч населенных пунктов. Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Значение Ганзейского союза невозможно переоценить, так как именно это явление в мировой экономике заложило основы международной торговли. Создание Ганзейского союза стало ответной реакцией европейских купцов на раздробленность государств Европы в Средневековье. Союз был призван защитить торговые интересы входящих в него городов.

Город Любек – сердце Ганзейского союза. В 1158 году имперский город быстро достиг расцвета, так как он с торговлей вышел в Балтийское море, а затем на острове Готланд была основана германская торговая компания. Готланд имел удачное расположение в море. Таким образом, в его порты входили корабли, чтобы команды могли отдохнуть, а судно привести в порядок. Спустя 100 лет, а именно в 1241 году, торговые союзы Любека и Гамбурга заключили сделку для защиты торговых путей, пролегавших между Балтийским и Северным морями. Так в 1256 году образовалась первая торговая группа приморских городов: Любек, Гамбург, Бремен, Кельн, Гданьск, Рига, Люнебург, Висмар, Росток и другие. Известно, что в год основания Ганзейского союза в него входило до 70 городов.

Участниками союза было решено, что все представительские дела будет вести Любек, так как его сенаторы и бургомистры считались более способными управлять торговыми делами. Кроме того, именно этот город взял на свой баланс расходы на охрану кораблей.

Руководители Ганзейского союза очень умело использовали положительные обстоятельства для того, чтобы прибрать к своим рукам торговые дела на Северном и Балтийском морях. Таким образом, у них появилась возможность по своему усмотрению устанавливать стоимость на товары, а также они стремились обрести влияние в странах, где существовал для них интерес, а также различные привилегии. Например, право на то, чтобы свободно организовывать колонии и торговать; право на приобретение домов и дворовых мест с представлением юрисдикции. Были такие случаи, когда опытные, политически талантливые и осмотрительные руководители союза умело пользовались слабыми сторонами и тяжелым положением соседних стран. Они косвенным или прямым путем ставили государство в зависимое положение для того, чтобы добиться нужных результатов.

Спустя несколько веков после основания союза в его состав входило почти двести городов. Развитию Ганзы способствовали единая денежная система, равноправие родных языков, а также равные права жителей городов данного союза. Примечательно, что ганзийцы распространяли идеи о здоровом образе жизни. Они активно внедряли представляемый ими деловой этикет. Открывали клубы, где купцы обменивались опытом и бизнес идеями, а также распространяли различные технологии производства продуктов и товаров. Популярными стали школы для начинающих ремесленников, которые открывались на территории Ганзейского союза. Считается, что для Средневековой Европы это было инновацией. Многие исследователи отмечают, что Ганза сформировала цивилизованный образ современной Европы, который мы сейчас с вами наблюдаем.

5. Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны?

Ярмарки устраивались как центры торговли. На них обменивались и продавались товары сначала из прилегающих к ярмарке земель, а затем и из других стран. В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в тавернах и лавках. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей.

Наиболее известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. Также крупнейшие ярмарки средневековья проводились в Антверпене, Женеве и Лионе.

6. Чем занимались менялы, ростовщики, банкиры? Почему возникли эти городские профессии?

Менялы занимались обменом наличных денег. Поскольку в разных странах, да и на разных территориях существовали различные по весу и составу драгоценных металлов денежные носители, для осуществления торговли нужно было привести их все к единому значению. Менялы взвешивали монеты, проверяли их на подлинность, постоянно держали запасы монет различных государств. Естественно, за обмен монет менялы брали комиссию.

Ростовщики давали деньги в рост, т.е. ссуды под проценты. Они ссужали деньги крестьянам, ремесленникам, феодалам для покрытия их расходов на определенные нужды.

В Генуе с XII века менял начали называть банкирами (от итальянского слова banco – скамья, стол), менялы проводили свои операции за столами, которые ставились на городской площади. Менялы, объединяясь в товарищества, часто покупали право чеканить собственные монеты. Купцы стали отдавать свои деньги на хранение менялам. При этом, сосредотачивая у себя вклады купцов, менялы могли осуществлять безналичные расчеты между ними, без длительной процедуры, которая бы потребовалась для взвешивания и определения качества монеты.

Эти профессии возникли прежде всего для обеспечения развивающейся торговли и ремесленного производства. Они упрощали процедуру торговли, а также давали возможность расширить ремесленное производство за счет приобретения сырья, нового здания, новых орудий труда и т.д.

1. Что затрудняло развитие торговли в средневековой Европе, а что способствовало ей?

Развитию торговли мешали еще пока не развитые пути сообщения, опасности во время пути (нападение диких зверей, разбойников, военные действия), многочисленные поборы на таможенных пунктах у каждого феодала, постах, заставах, высокие процентные ставки у ростовщиков.

Развитию торговли способствовало увеличение объемов товарного производства, начало восстановления дорог и строительство новых путей, развитие денежной системы и совершенствование финансовых операций.

2. Представьте, что вы средневековый купец. Расскажите о своей деятельности. Какие радости и трудности в ней вы прежде всего отметите? Объясните, как вы относитесь к своей работе и почему именно так. Поспорьте от имени купца с церковниками, утверждавшими, что «ремесло купца неугодно Богу».

Через три дня я отправляюсь с караваном на ярмарку в Шампань. А неделю назад я вернулся с на кораблях моей гильдии из торгового похода в Сирию, привез товары, которые смогу выгодно продать на севере. Я люблю плавать на венецианских кораблях и посещать разные страны, но путешествовать по суше все-таки я люблю больше. Как-никак под ногами твердая земля. Если на караван нападут, конечно, придется сражаться не только охране каравана, но и мне, однако на земле всегда есть возможность убежать. А куда убежишь на море при нападении пиратов? Вот поэтому я и отправляюсь из славного торгового города Генуи на северо-восток Франции по суше, а не по морю. К тому же так будет быстрее, чем огибать на корабле всю Италию, Кастилию, а потом посуху долго добираться до ярмарки в Шампани через всю Францию. Традиции традициями, но это невыгодно.

Конечно же я еду не один, со мной едут еще пять купцов из нашей гильдии. Мы отобрали товары для продажи – на севере очень ценятся восточные пряности, тончайшие шелка, заморские вина и мечи из дамасской стали. Финансовое обеспечение похода мы тоже распределили поровну и наняли охрану, поделим и многочисленные таможенные расходы. Часть денег мы уже перевели в Шампань через городского банкира. Путь неблизкий и опасный, через Милан, горы Альпы до Цюриха, а потом до Реймса. Но ведь судьба любит рьяных и удачливых. Это про меня. Я обожаю сам дух путешествия. Возможно, нам не раз придется вынимать мечи из ножен, но оно того стоит.

И пускай святоши говорят, что наше дело не угодно Богу. Они говорят, что мы наживаемся на потребностях других, ничего не делая сами. Они просто не понимают, какие трудности нам приходится преодолевать во время путешествия – мерзнуть на ветру, спать под дождем или снегом, идти впроголодь, защищать караван от волков и от тех, кто похуже волков – людей. Буквально вчера мне пришлось осадить отца Клементия. Я как раз шел из собора с обязательной для всех торговцев проповеди римского посланника Бенедикта. Да-да, все купцы обязаны посещать проповеди папских посланников под страхом отлучения от церкви. Так вот, после проповеди меня остановил отец Клемент и спросил, был ли я в соборе сегодня. Я ответил, что, конечно, был, стоял в первых рядах и слушал как отец Бенедикт клеймит позором всех торговцев, называя наше ремесло не угодным Богу. Тогда отец Клемент спросил меня, не считаю ли я свое занятие постыдным и порочным. Я уже и так был на взводе, поэтом честно ему ответил, что не считаю, и укорил его самого, напомнив, что его брат не далее как вчера отправился на ярмарку в Труа, закупившись у меня английским сукном. Святоша поник и заявил, что его брат вынужден торговать, чтобы добывать средства для возведения новой колокольни. Вот это для меня было откровением, поскольку на прошлой неделе отец Клемент просил у меня сто флоринов на починку этой колокольни. Неужели колокольня уже успела устареть, даже не будучи построенной? Об этом я и спросил отца Клементия. На его лице выступили капельки пота, он начал что-то лепетать, что те сто флоринов он просил для одного бедного монастыря далеко за городом, но я прервал его ложь. «Довольно сочинять! Не бери еще один грех на душу, у тебя их и так много, — в сердцах прокричал я. – Молись, чтобы господь простил тебе твою ложь, а за меня не беспокойся. Мне моих денег хватит, чтобы прикупить себе приличное место в раю». С тем и разошлись. Мы пропускаем их проповеди мимо ушей, поскольку прекрасно знаем, на чьи деньги живут святоши и папский престол – на наши деньги, заработанные торговлей.

3. Почему средневековые купцы, как и ремесленники, крестьяне и феодалы, создавали свои объединения?

Средневековые купцы, ремесленники, крестьяне и феодалы создавали свои объединения для защиты собственных интересов, продвижения своей политики, установления определенных правил внутри сообщества.

4. Какими качествами характера должен был обладать средневековый купец, чтобы быть успешным в своем деле? Как вы считаете, нужны ли они в наши дни людям, занимающимся бизнесом?

Безусловно, средневековый купец должен был обладать смелостью, небольшим авантюризмом, смекалкой, коммуникабельностью, красноречием и деловой хваткой. Все эти качества нужны были для того, чтобы отправиться в длительное путешествие, полное опасностей, договориться с покупателем, убедить его купить товар как можно дороже, отстоять свою торговую позицию и зачастую с оружием в руках защитить себя. Наверняка, многие из этих качеств пригодились бы в наши дни людям, занимающимся бизнесом, естественно, кроме качеств, обеспечивающих отстаивание собственных интересов с оружием в руках.

5. Церковь осуждала ростовщиков. Она говорила, что ростовщики торгуют тем, что принадлежит только Богу – временем. Поясните эту мысль.

Ну, это не совсем так. Конечно, богословы зачастую осуждали ростовщичество, но не то, что ростовщики дают ссуду, иногда под залог чего-нибудь, а то, что берут за это необоснованно высокие проценты. Вот основные аргументы против «процента на капитал», которые приводили известные богословы.

  • Епископ Коваррубиас говорил: «Деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаем вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда».
  • Богослов Фома Аквинский утверждал: «Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться». Ряд христианских богословов развили эту мысль: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл эти плоды.
  • Также Фома Аквинский выдвигает весьма своеобразный аргумент, который далеко не всем поддерживался, что так как величина процента зависит от периода времени, то ростовщик продает время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех.

При этом складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, церковь порицает ростовщичество, было время, что даже пыталось запретить его. С другой стороны, аббатства и монастыри, бывшие крупными и богатыми финансовыми центрами, активно давали ссуды, формально беспроцентные. Правда закладывались такие условия, что так или иначе аббатства получали свою выгоду в том или ином виде. Аналогичная ситуация была и в средневековой Руси, однако ростовщичество преследовалось законом лишь в случае необоснованного завышения процентной ставки.

В Арабском халифате ростовщичество было так же запрещено. Сегодня этот запрет в арабских странах сохраняется, однако разрешается вести кредитную деятельность со строго регламентированной процентной ставкой.

У иудеев было запрещено отдавать деньги в рост только единоверцам. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Возможно, именно поэтому практически все ростовщики были евреями.

6. Современное слово «банкрот» происходит от итальянского «банка ротта», то есть «сломанная скамья». Проведите исследование: уточните по толковому словарю значение слов «банкрот» и «банкротство» и предположите, как они произошли.

Банкрот — лицо, сделавшееся несостоятельным должником вследствие разорения.

Банкротство — признанная неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по своим обязательствам.

Слова «банкрот» и «банкротство» произошли от итальянского словосочетания «банка ротта. Слово банк происходит от слова «banca», что значит стол, на который средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты в мешках и сосудах. От слова banca происходит также слово банкрот. Когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, разбивали стол, за которым он сидел — banco rotto (дословно, переворачивание стола).

В наше время, чтобы стать банкротом, недостаточно разориться, нужно быть неспособным выполнить свои обязательства перед кредиторами. Если человек просто теряет деньги, он не становится банкротом. А если он кому-то должен и не может по требованию отдать этот долг, то он становится банкротом. При этом должник вовсе не обязательно должен не иметь вообще денег – просто их может быть недостаточно для покрытия всех долгов.

© 2024 realerus.ru -- Финансовый советник