Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы". Кто такие птицы? личностных результатов

Главная / Страхование

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка - перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец - птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли - журавлята.
Грачи - грачата.
Гуси - гусята.
Скворцы - скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля - журавлиный.
У гуся - гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка - кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок - жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка - ласточки.
Грачонок - грачата.
Аист - аисты.
Гусенок - гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка - кукует.
Ласточка - щебечет.
Скворец - поет.
Журавль - курлыкает.
Утка - крякает.
Гусь - гогочет.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач - птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов - грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц - вредителей полей и огородов.

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей — соловушка.
Журавль — журавушка.
Лебедь — лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки - кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста - аистенок, аистята.
У гуся - гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах — ... .
На дворе дерево, а в лесу — ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

ЗАНЯТИЕ. Составление рассказов-описаний перелётных птиц и сравнение птиц по плану.

Цель:
- активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
- учить детей составлять рассказы- описания перелётных птиц с опорой на схему описания и сравнивания птиц;
- развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление
Оборудование:
Схемы (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера.
Ход занятия.
1.Оргмомент
Логопед: Давайте выполним гимнастику для пальцев рук и язычка и речевую разминку с мячом.
а)Собираем спички(счётные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними- до мизинцев(подушечками). На каждую стихотворную строчку _ по одному движению (взятию спички):
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у аиста
И журавля.
б)Упражнение для мышц языка «Кто дальше»
И.п. Губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счёт «один»: высунуть язык как можно дальше изо рта. На счёт «два»- вернуться в и.п.
в) Речевая разминка с мячом.
Игра «какие птицы улетают в жаркие страны?»
Вспомните, какие птицы осенью улетают? Я начну предложение и брошу мяч кому-то из вас. Тот, у кого мяч, должен повторить начало, закончить предложение подходящим словом и вернуть мне мяч.
Игра «Какая птица?»
Я назову местоположение птицы и брошу мяч кому-то из вас. Тот, у кого мяч, должен повторить моё предложение, какая это птица, и вернуть мне мяч. Например: «В саду на дереве сидит воробей»- и брошу мяч.
Кто поймает мяч, выполнит задание: «В саду на дереве сидит воробей. Воробей -зимующая птица»
Основная часть.
1) Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказы - описания перелётных птиц.
2)Уточнение и активизация знаний детей по теме.
Логопед. Давайте проверим, что вы запомнили о перелётных птицах. Ответьте на мои вопросы.
-Почему некоторых птиц называют перелётными?
-Каких перелётных птиц вы знаете?
-Каких птиц называют зимующими?
-Чем питаются перелётные птицы? А- чем- зимующие?
-В какое время года улетают птицы в жаркие страны?
-Почему?
-Птицы улетают поодиночке или собираются вместе в стаи?
-Кто летит впереди стаи птиц?
-Когда возвращаются перелётные птицы обратно?
-Что они делают, когда прилетают? И т. п.
-Почему люди делают скворечники для птиц?
-Как нужно относиться к перелётным птицам? Почему?
Логопед: молодцы, правильно ответили на все мои вопросы.
Физкультминутка.
Игра на внимание «Зимующая или перелётная?»
Логопед называет зимующих и перелётных птиц. Дети определяют, какая это птица, и выполняют соответствующие движения. Например, на слово воробей дети приседают и обхватывают себя руками, а на слово скворец- стоят на месте и плавно машут руками, как крыльями.
Изучение схемы описания и сравнения птиц.
Логопед: Возьмите схемы и рассмотрите картинки. В любом рассказе должен быть порядок. Давайте рассмотрим план из схем- таблиц, по которому вы будете составлять рассказ-описание любой перелётной птицы.
(Дети рассматривают каждый пункт плана, логопед помогает понять, о чём нужно составить предложения по этим схемам таблицам.
Логопед: А теперь рассмотрите и назовите птиц, нарисованных на картинках рядом схемой.Каждый из вас должен выбрать птицу и рассказать о ней по нашему плану.
(Дети составляют рассказы- описания, логопед помогает им в случае затруднений).
Итог занятия
Логопед подводит итоги занятий, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков и оценивает работу детей, которые работали по схемам- таблицам.


Тема: Кто такие птицы?

Прогнозируемые результаты:

Первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц; научатся определять птиц, описывать их.

Учебные материалы: иллюстрации с изображениями птиц, различные перья птиц, лупы, магнитофон, аудиозапись диалога Муравья и Черепахи, ножницы.

ХОД УРОКА


  1. Актуализация знаний
- С какими группами животных мы уже знакомы? Назовите отличительные признаки насекомых и рыб.

Предлагаю вам игру. Я буду называть рыб. Если это речная рыба, то вы хлопаете в ладоши, если морская – приседаете.

Дети играют, стоя у парт. Учитель называет рыб, которых дети видели на странице 35 учебника.


  1. Мотивация учебной деятельности
Учитель включает аудиозапись с диалогом Муравья и Черепахи.

Муравей. Черепаха, ты ведь мудрая? На сколько всего групп можно разделить животных?

Черепаха. Для начала тебе достаточно познакомиться с четырьмя большими группами животных.

Муравей. Я уже знаю две группы – это насекомые и рыбы. Кто ещё остался?

Черепаха. Остались ещё птицы и звери.

Муравей. Кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных?

Черепаха. Отправляйся к ребятам в школу. Там тебе дадут ответ на этот вопрос.

Ребята, поможем Муравью Вопросику?

3. Работа по теме урока

Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?

(Они умеют летать).

Откройте учебник на странице 36, рассмотрите верхний рисунок. Прочитайте вопрос.

Перед вами рисунки четырёх животных, назовите их. Какие из этих животных умеют летать?

Летучая мышь, белка-летяга и бабочка умеют летать. Птицы ли они? А курица? Умеет ли курица летать? Умеет, но очень плохо.

Мы знаем, что пингвины и страусы – птицы, но они вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летает – птица?

Попробуем определить основной отличительный признак, по которому безошибочно можно узнать птиц. (У птиц есть перья.)

Правильно. Давайте рассмотрим строение птицы на примере голубя. Назовите части тела птицы. Поговорим о них подробнее.

Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать. Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой нос – у пеликана, самый маленький – у ласточки. Без носа птица – как без рук.

В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге четыре пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев разная. Крыло по своему строению напоминают руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело птицы покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Без перьев птице не обойтись. Они спасают её от ушибов, от холода, от жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

Практическая работа

Класс делится на группы. Каждая группа получает по несколько различных перьев и лупы.

Перья, покрывающие тело птицы разные. Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это пуховые , мягкие перья. Они помогают птицам сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Пуховые перья находятся под кроющими , которые покрывают тело. Летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья.

Хотя перья очень лёгкие, они очень прочные. Мы уже убедились, что перья отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. А что у них общего? Возьмите лупы и рассмотрите их.

У всех перьев есть стержень и бороздки . Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как они прочно соединены.

В рабочей тетради (с. 25 №1) зарисуйте перья птиц, которые вы сейчас рассмотрели. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте результаты работы.

Птицы летают, чтобы ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов, строить гнёзда повыше. Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Каких птиц мы называли?

Страус – самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях – короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Страус – высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.

Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв – оружие пингвина в драке.

Рассмотрите изображения других птиц на странице 37. Назовите их. Каких птиц вы видели в городе, за городом? Что вы знаете о них?

Опишите одну из птиц по плану, записанному на доске.

План

Название

Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

Окраска оперения

Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)

Заслушиваются 2-3 описания.

Давайте рассмотрим изображения птиц, которых люди часто путают (тетрадь, с. 25 №2). Назовите птиц. Чем они похожи? Чем различаются? А теперь раскрасьте контурные рисунки этих птиц.

4. Рефлексия учебной деятельности

С какой группой животных вы познакомились? Назовите отличительные признаки птиц. Прочитайте вывод в учебнике. Совпадает ли он с нашими наблюдениями? Расскажите о строении птиц.

Посмотрите на нижний рисунок на странице 37. На чём летит Муравьишка? Может ли он летать без дельтаплана? Почему?

На уроке рисования мы будем учиться изображать птичку, пользуясь образцами, данными в рабочей тетради (с. 26 №3).

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывает оценку.

6. Первичное закрепление нового знания

А) Работа по учебнику. Работа в группах. Строение тела птиц

– Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны выявить общие признаки, относящиеся к птицам.
– Начнём наше исследование со знакомства со строением тела птиц. Рассмотрите на примере голубя строение тела птицы. (Индивидуальная работа)

Игра «Ты – мне, я – тебе »

– У вас на партах лежат части тела птицы. Соберите картинку.
– Определите название птицы. Подумайте, как называются части её тела. Если будете испытывать затруднения, то откройте учебники на с. 36. Посоветуйтесь в группах, помогите друг другу.

Б) Проверка: фронтальный опрос.

– Я называю части тела птиц, а вы показываете эту часть тела мне. Проверим, знаете ли вы части тела птиц.
– Сколько ног у птиц? Можно ли мудрую черепаху назвать птицей? Почему?
– Верно, у черепахи 4 ноги, а у птиц две. Строение тела другое.

Вывод: Строение тела птиц в основном одинаковое. В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. У страуса и пингвина тоже 2 ноги, 2 крыла, есть клюв, значит, их можно отнести к птицам. Хотя кенгуру хорошо прыгает на двух лапах.
Оцените свою работу. Если вы правильно назвали части тела птиц, то приклейте рядом с деревом журавля

Вывод: Строение тела птиц в основном одинаковое.

В) Знакомство с отличительным признаком птиц.

– Откройте учебник «Мир вокруг нас» на с. 24. Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил в полёте. Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают? (Летают, но очень плохо).

– Почему вы отнесли курицу к птицам? Чем покрыто тело летяги, летучей мыши?
– А чем покрыто тело курицы? Страуса?
– Есть ли ещё животные тело, которых было бы покрыто перьями?
– Значит можно сделать какой вывод?

Вывод: Птицы – единственные в мире животные, у которых тело покрыто перьями. Поэтому их и называют ещё пернатыми , т.е. покрытыми перьями. Мы ответили на главный вопрос нашего урока. Кто такие птицы? Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями .
Является ли пингвин птицей? Чтение отрывка из текста о пингвинах.
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать.

Г) Рассмотрите иллюстрации в учебнике и назовите этих птиц. Неизвестных вам птиц узнайте с помощью атласа-определителя. Проверьте себя с. 90
Молодцы! Вы умеете работать с дополнительной литературой и узнавать название птиц.
Оцените свою работу. Если вы поняли, кто такие птицы и правильно назвали птиц, то приклейте на своё дерево поползня.

152. Зарисуйте схему внешнего строения птицы, подпишите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её способностью к полету?

Обтекаемая форма тела
Наличие крыльев
Перьевой покров
Небольшая голова, длинная шея, туловище и конечности более компактны

153. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей пера, обозначеннных цифрами.


1. опахало
2. стержень (ствол)
3. очин

154. Изучите таблицу «Класс Птицы. Строение голубя». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета птицы, обозначенных цифрами.


1. череп
2. кисть
3. предплечье
4. плечо
5. копчиковая кость
6. бедро
7. голень
8. цевка
9. пальцы
10. грудина с килем
11. шейный отдел позвоночника

155. Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полету.
Скелет характеризуется прочностью и легкостью. Трубчатые кости полые. Плоские кости (черепа, крестца, таза) очень тонки и срастаются между собой. Челюсти не имеют зубов.
В системе позвоночного столба имеется сложный крестец, образованный срастанием последних грудных позвонков, поясничного отдела, собственно крестцового и части хвостового. Сросшиеся последние хвостовые позвонки образуют копчиковую кость.
Все кости таза срастаются между собой и прирастают к сложному крестцу.
Плечевой пояс сильно развит и состоит из мощных каракоидных костей, лопаток и сросшихся ключиц.
Передние конечности сохранили всего три пальца, причем только второй палец имеет две фаланги. Все кости пясти и запястья слиты в одну сложную кость, к которой прикрепляются маховые перья.
Задние конечности имеют чаще четыре пальца, иногда три или два. Имеется сложная кость цевка.
Грудина велика и у большинства видов несет острый киль, к которому прикрепляются мощные грудные мышцы. Ребра птиц уплощены, грудная клетка прочная и малоподвижна.

156. Рассмотрите рисунок. Цветными карандашами раскрасьте кровеносную систему птицы. Подпишите её части. Укажите стрелками движение артериальной и венозной крови.

157. Заполните таблицу.

Системы органов птиц.

158. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга птицы.


159. Опишите процесс двойного дыхания птицы.
При вдохе у птиц увеличивается объем полости тела и воздушные мешки расширяются, засасывая воздух. При этом воздух из легких насасывается в передние воздушные мешки, а воздух из внешней среды по трахее, бронхам идет в легкие и в задние воздушные мешки. При выдохе объем полости тела уменьшается и под давлением внутренних органов воздух выдавливается из воздушных мешков. Содержащий много кислорода воздух из задних воздушных мешков нагнетается в легкие, а воздух из передних мешков, содержащий уже мало кислорода, но много углекислого газа, проталкивается в трахею и выводится наружу. Таким образом, насыщенный кислородом воздух практически непрерывно, и при вдохе и при выдохе, проходит через легкие, обогащая кровь кислородом («двойное дыхание»).

160. Рассмотрите рисунок. Подпишите части половой системы птицы, обозначенные цифрами.

1. яичник
2. яйцевод
3. клоака
4. почка
5. мочеточник
6. семяпровод
7. семенник

161. Опишите процесс размножения и развития птицы.
В период размножения птицы образуют пары.
Яйцеклетки у птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо (оплодотворенную яйцеклетку) в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми (подскорлуповыми) и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.
Яйца птиц крупные, содержат много питательных веществ в белке и желтке.
Зародыш в яйце развивается очень быстро, при высокой температуре (37-З8 °С) и определенной влажности. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

162. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение птицы».
1. Рассмотрите внешнее строение птицы. Опишите форму её тела, окраску оперения.
Тело птицы покрыто перьями, передние конечности видоизменены в органы полета - крылья. Ноги птиц массивны, имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и 4 пальца. У птицы на голове имеется клюв, глаза. Форма тела обтекаемая. Цвет перьевого покрова маскировочный.
2. Сделайте рисунок и подпишите части тела птицы.
см. вопрос 152.
3. Рассмотрите голову птицы. Какие органы на ней расположены?
Глаза, ушные отверстия (прикрыты перьями – только среднее ухо), клюв, ноздри.
4. Рассмотрите конечности птицы. Каковы особенности их строения?
Для полета служат видоизмененные передние конечности - крылья. Ноги птиц имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и пальцы. Обычно ноги четырехпалые, но иногда число пальцев сокращается до трех и даже двух. Из четырех пальцев в преобладающем большинстве случаев три являются направленными вперед, а одни - назад.
5. Рассмотрите перьевой покров птицы. Сделайте рисунки различных типов перьев.

6. Зарисуйте схему строения контурного пера. Подпишите его части.


7. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её приспособленностью к полету?
см. вопрос 152.

163. Рассмотрите рисунки. Напишите названия экологических групп, к которым относятся изображенные птицы.

1. лесные птицы
2. птицы открытых пространств
3. птицы водоплавающие и птицы водоемов и прибрежий
4. птицы, добывающие корм в воздухе
5. дневные хищные птицы

© 2024 realerus.ru -- Финансовый советник