Виды финансовых отношений. Примеры финансовых отношений Примеры денежных отношений не являющихся финансовыми

Главная / Бизнес

Финансовые отношения — денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения.

Финансовые отношения — это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений. При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учетом специфики их организационно-правового статуса.

Финансовые отношения как часть производственных отношений общества составляют его экономический базис. Финансовые отношения развивались по мере развития общества, пройдя длительную эволюцию. Современное разнообразие видов и форм их проявления и использования обусловлено усложнением хозяйственных связей, усилением роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Будучи тесно связанными с другими видами денежных отношений (кредитными, ценовыми и т.п.) финансовые отношения совершенствовались вместе с ними.

Современные задачи развития финансовых отношений вытекают из необходимости упрочения рыночных основ хозяйствования, укрепления демократических начал в управлении, дальнейшего усиления роли государства в управлении социальными и экономическими процессами, расширения экономической и финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований.

Финансовые отношения возникают в подразделениях общественного производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между:

  • государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них);
  • государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках;
  • органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи;
  • хозяйствующими субъектами по поводу уплаты , обусловленными нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины;
  • предприятиями (организациями) и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования и т.д.

Многообразию финансовых отношений содействует и государство, которое разрабатывает различные формы их использования (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей и т.д.). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т.д.

Финансовые отношения представляют собой неотъемлемую часть объективно обусловленных рыночных отношений и важный инструмент реализации государства.

Наряду с разнообразием финансовым отношениям присущи некоторые общие черты, позволяющие объединить их в относительно обособленные группы в зависимости от того, участвуют ли финансовые отношения непосредственно в общественном воспроизводстве, обеспечивают ли страховую его защиту или осуществляют государственное регулирование социальных и экономических процессов. Такие группы включают финансовые отношения в сферах: функционирования хозяйствующих субъектов; ; государственного и муниципального управления.

Совокупность финансовых отношений составляет страны.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Предметом науки о финансах является определенная система

экономических отношений, связанных с формированием, распределением и

использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных

средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих

субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения

условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие

денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым

функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего

измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это

экономический инструмент распределения и перераспределения валового

внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за

образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно

повторяющихся циклов. Каждый последующий цикл воспроизводства возможен

после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в

результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся

основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в

обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй

и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии

движение стоимости происходит обособленно от движения товара и

характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением

каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии

возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости

общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. А

однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.

Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного

владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Примерами финансовых отношений являются:

    отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной

платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

    отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями

(наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для

обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

    отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов,

совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,

взыскание санкций за нарушение договоров);

    отношения между предприятием и государством (платежи налогов,

финансирование из бюджета отдельных затрат);

    отношения между предприятиями и банками (хранение собственных

средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и

долгосрочное кредитование);

    отношения между государством и населением (уплата налогов о сборов,

финансирование государством части социально - культурных

потребностей населения, приобретение облигаций государственных

    отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и

другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками

населению дохода по вкладам, сертификатам;

    отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

государственный бюджет,

внебюджетные фонды,

государственный кредит,

фонды страхования,

финансы предприятий различных форм собственности.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального

дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования

своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов,

привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет

некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе

оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая

следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически

самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных

средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности

срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный

заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри

страны и в международных отношениях.

С помощью государственного кредита государство мобилизует

дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных

расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость

использования государственного кредита объясняется противоречиями между

растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет

доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет

часть национального дохода страны.

Основная, особенность государственного кредита заключается в

непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при

таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного

капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие

бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование

государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые

займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми

заранее) налогами.

Государственный кредит представляет отношения вторичного

распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального

богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов,

сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через

государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды

потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства

населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего

потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях

население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления ив сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для

текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры,

когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению

государства – подписка на государственные займы).

Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает

позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно

свободных денежных средств населения, предприятий и организаций

способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и

одновременно служит источником доходов для держателей государственных

ценных бумаг.

В Российской Федерации финансы сознательно используются государством для воздействия на социально-экономическое развитие общества и укрепление обороноспособности. Особое место в рыночной экономике РФ занимают финансовые отношения между государством и предприятием. Они охватывают прежде всего систему платежей в государственный бюджет в форме налогов и пошлин, а также отчисления в различные внебюджетные государственные фонды, фонды организаций отраслевого и территориального уровней. С помощью финансов формируется государственный бюджет, который обеспечивает финансирование важнейших отраслей народного хозяйства и обороны страны. Через финансовые отношения с помощью различных форм изъятия доходов предприятий формируется централизованный чистый доход государства. Предприятиям при определенных условиях может быть оказана финансовая поддержка в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнаций из федерального бюджета и из средств вышестоящих организаций. Существенное значение в системе экономических отношений имеют финансовые отношения между предприятиями . Эти отношения в условиях перехода экономики к рынку строятся на основе договоров. Хозяйственные договоры, заключаемые между предприятиями, не только регламентируют взаимные платежи обязательства, но и предусматривают систему штрафов санкций на нарушение договорной дисциплины, а также денежное вознаграждение за четкое выполнение особых требований заказчика. Финансовые отношения охватывают взаимосвязи не только между промышленными предприятиями различных форм собственности, но и предприятиями торговли, сферы обслуживания и посредниками. Особую область финансовых отношений в период перехода к рынку и в условиях рынка составляют отношения между предприятиями и банками . В период перехода к рынку в Российской Федерации была проведена реформа банковской системы. В результате банковская система РФ состоит из двух уровней. На первом (верхнем) уровне она представлена Центральным банком Российской Федерации. На втором уровне, находятся акционерные и кооперативные коммерческие банки. Банки второго уровня строят свои финансовые взаимоотношения, с одной стороны, с Центральным банком РФ, с другой - с предприятиями любой формы собственности. Основная задача коммерческих банков - работа по обслуживанию предприятий и населения. В процессе хозяйственной деятельности предприятий постоянно возникает то избыток денежных средств, то их нехватка. Коммерческие банки призваны привлекать временно свободные денежные средства предприятий и населения и предоставлять их нуждающимся предприятиям в форме кредита. На основе системы банковского кредитования (предоставления денежных ссуд) обеспечивается ритмичность производства и бесперебойность хозяйственного оборота. Финансовые отношения складываются и между государственными органами различных уровней управления. Сюда прежде всего следует отнести отношения между федеральными и территориальными органами управления по поводу распределения средств бюджетов, финансирования природоохранных мероприятий, объектов строительства для федеральных нужд, финансирования обороны, комплексных целевых программ и др.

Экономика: сущность понятия

В настоящее время довольно часто в обиходе встречается употребление термина «экономика». Но из-за особенностей самого термина иногда возникает путаница. Дело в том, что зародившись еще во времена Древней Греции, этот термин несколько изменил свое первоначальное значение. Изначально так называли искусство ведения домашнего хозяйства (домоводство) или управления своим имением.

Позже, когда началось формирование наук, были заложены и теоретические основы науки и развитии хозяйства. Более активно формирование экономической теории началось в эпоху становления капиталистических отношений. Параллельно оформилось значение термина «экономика» в смысле обозначения хозяйственного комплекса. Поэтому сегодня мы имеем дело с двойственным значением слова «экономика»:

  • Экономика – это общественная наука, которая изучает особенности и закономерности развития процессов производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.
  • Экономикой называют совокупность предприятий и учреждений, которые отвечают за производство, обмен, реализацию, распределение и потребление различных благ и обслуживание этих процессов.

Экономика служит материальной основой развития человеческого общества. Ведь именно благодаря экономической деятельности создаются блага для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей. Как и любая сложная система, экономика имеет свои особенности организации и структуры. Экономика изменяется во времени. Структура имеет как отраслевую, так и пространственную характеристики.

Территориальная структура – это распределение (размещение) предприятий по территории страны или региона. Отраслевой структурой экономики называется ее разделение на отдельные отрасли.

Отраслями называются объединения предприятий, которые производят примерно однородную продукцию или выполняют похожие операции.

Отрасли выделяются относительно условно. Их количество в хозяйственном комплексе страны и доля в валовом внутреннем продукте зависит от многих факторов:

  • природных условий и ресурсов;
  • количества и размещения населения;
  • исторических условий;
  • социальных процессов как в самой стране, так и в соседних странах;
  • уровня экономического развития страны и ее соседей.

Традиционно хозяйственный комплекс страны условно делят на несколько макроотраслей. А они, в свою очередь, делятся на отрасли более низкого порядка. Наибольшими макроотраслями считаются такие, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, непроизводственная сфера.

Понятие финансовых отношений

Важной составляющей экономики вообще и ее непроизводственной сферы в частности являются финансы. Они являются основой функционирования экономики, залогом обеспечения выполнения государством своих функций.

Определение 1

Финансами называют движение денежных потоков.

Финансы – это результат формирования и развития денежных отношений в определенной социально-экономической ситуации.

На возникновение и формирование финансов оказывают влияние следующие обстоятельства и условия (факторы):

  • формирование института собственности на ресурсы, товары и услуги, на средства производства;
  • формирование системы нормативно-правовых и имущественных отношений в обществе;
  • роль государства в регулировании общественных и экономических отношений;
  • социальное расслоение общества и формирование общественной психологии и общественного сознания;
  • размер доходов населения.

Именно вопрос о доходах является одним из ключевых вопросов в формировании финансовых отношений. Ведь в процессе реализации своих доходов каждый член общества может достичь осуществления своих интересов.

Определение 2

Финансовыми отношениями называются экономические отношения между субъектами хозяйствования, связанными с созданием, распределением и применением (использованием) денежных средств для обеспечения имеющихся потребностей этих субъектов (отдельных граждан, организаций, предприятий и государств).

Роль финансовых отношений в экономике

Финансовые отношения возникают в процессе взаимодействия субъектов экономики между собой в ходе хозяйствования. Их характер определяется доминирующим в обществе правом собственности и характером денежных отношений. Основным регулятором финансовых отношений выступает нормативно-правовая (законодательная) база, сформированная и действующая в данном государстве в данное время.

Другими словами, на формирование и развитие финансовых отношений оказывает влияние экономическая система, господствующая в данном обществе. Из-за большого разнообразия факторов, влияющих на возникновение и формирование финансовых отношений, роль денег в обществе и формирование общественного сознания, существует большое разнообразие видов финансовых отношений.

Ученые-экономисты выделяют следующие их основные группы:

  • отношения между самостоятельными хозяйствующими субъектами различных форм собственности по вопросам формирования и распределения прибыли (дохода, выручки);
  • отношения между самостоятельными субъектами экономики при операциях с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями и пр.);
  • отношения между предприятием и его работниками;
  • отношения внутри трудового коллектива на основе трудовых договоров;
  • отношения главного предприятия с дочерними фирмами и филиалами;
  • отношения юридических лиц с бюджетом, внебюджетными фондами и фискальными органами государства;
  • отношения субъектов хозяйствования с кредитно-финансовыми институтами (банками, инвестиционными и страховыми компаниями, различными фондами).

Финансовые отношения являются производными от экономических отношений и тесно связаны с ними. Если экономические отношения изначально формировались в процессе производства натуральной продукции, то следующим шагом становится перераспределение этой продукции. Формируется товарно-денежный обмен. Поэтому финансовые отношения можно назвать перераспределительными. Но для их возникновения необходимо достижение определенного уровня экономического развития (возникновение денег, определенная величина объема производимого продукта, публичный интерес государства к направлению и характеру денежных потоков). Чем сильнее роль государства, тем ярче проступают особенности финансовых отношений в обществе.


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы распределения денежной стоимости созданного общественного продукта, когда эта стоимость разделяется на составные части в зависимости от природы возникновения и назначения выделенных составных элементов. На этой основе происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Такое распределение стоимости с помощью финансов сопровождается адекватным движением денежных средств. Эти денежные средства, которые сопровождают распределительный процесс, принимают специфическую форму финансовых ресурсов. Именно таким образом выделяются денежные средства (именуемые иногда денежными фондами) на накопление и потребление, на доходы и возмещение затраченных средств производства, на социальные нужды и развитие производства.

Так что в финансах наблюдается единство распределительного процесса и дви-жения финансовых ресурсов. Последние формируются как у субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей, домашних хозяйств, так и у государства, причем формирование этих ресурсов осуществляется за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. А используются они в основном через денежные фонды специального целевого назначения, реже путем нефондового распределения, и идут на расширенное воспроизводство, на денежное вознаграждение работников, на удовлетворение социальных и других нужд общества. Финансовые фонды - это часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве, предопределенная потребностями расширенного воспроизводства и обладающая определенными приоритетами. Финансовые фонды позволяют теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечивают концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, дают возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Материальной основой финансов является производство, так как накопление и денежные доходы предприятий и организаций образуются в результате процесса со-здания экономического продукта, его реализации. В то же время финансы обслуживают саму сферу производства и должны строиться так, чтобы способствовать увеличению, развитию, структурному изменению производства.

В обществе постоянно возникают денежные отношения: при расчетах между Предприятиями и организациями за покупаемую и продаваемую продукцию, при оплате труда, отражающей отношения между предприятиями и занятыми на них работниками, между предприятиями и государством. При передаче части накоплений в распоряжение государства, а также при выделении предприятиям и организациям в случае необходимости ассигнований из государственного бюджета. Возникают денежные отношения и между и населением при внесении налогов, при получении от государства средств на социальные нужды. Часть созданных в хозяйстве денежных накоплений концентрируется в государственном бюджете. Все эти денежные отношения в той или иной мере составляют содержание финансов.

Выполняя важные функции, финансы играют большую роль в развитии эконо-мики. Благодаря финансам мобилизуются денежные средства для удовлетворения нужд государства, для развития хозяйств, основанных на разных , на осуществление экономических связей между регионами страны. На основе финансов осуществляется проверка и контроль хозяйственной деятельности.

В результате рассмотрения специфических черт финансов приходим к следующе-му определению этой экономической категории: «Финансы представляют собой денеж-ные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части нацио-нального с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей». Конечно, и это громоздкое определение нельзя признать всеобъемлющим и точным, но оно отражает типичные черты и признаки, которые чаще всего ассоциируются с понятием «финансы».

Финансы взаимосвязаны с другими экономическими категориями. Как известно, экономическим инструментом, благодаря которому удается измерить стоимость товаров, является цена. Она во многом предопределяет конкретную величину денежных средств, поступающих в различные сектора экономики, направляемых тому или иному собственнику . Таким образом, цена выступает исходной основой, на которой совершается дальнейший распределительный процесс. Но цена сама по себе еще не может позволить разделить стоимость созданного экономического продукта на различные составные части в процессе распределения. Такое распределение осуществляется с помощью не только цены, а посредством финансов и , представляющей цену труда. Но функционирование цены и финансов в ходе распределения осуществляется в тесной взаимосвязи. Цены являются основой финансового метода распределения денежных средств, а финансы выступают инструментом, при помощи которого реализуются пропорции распределения, Таким образом, здесь прослеживается взаимосвязь между финансами и ценами в распределительном процессе.

Но заработная плата имеет своеобразные особенности, позволяющие отличить ее от финансов. Во-первых, составляющие ее распределительные отношения мате-риализуются в денежных средствах, поступающих в собственность отдельных работ-ников и использующихся наличное потребление, в то время как финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении предприятий, фирм, государства и предназначаются для удовлетворения общественных потребностей. Во-вторых, заработная плата как форма общественного распределения носит компенсационный характер, является мерой оплаты труда, то есть каждый получает такую стоимость, которая соответствует его трудовому вкладу.

Существенная взаимосвязь проявляется между финансами и кредитом. Эти две категории однотипны, у них есть ряд общих черт, что свидетельствует об их близости. Вместе с тем это самостоятельные категории, между ними существует много различий, что проявляется в характере их функционирования. Кредит в отличие от финансов есть возвратное движение средств, когда предоставленная взаймы сумма должна быть обязательно возвращена кредитору Финансовые же отношения, будучи распре-делительными, характеризуются односторонним движением. К тому же, как правило, финансовые отношения - это отношения не эквивалентные. Это и уплата налогов, и многочисленные отчисления, платежи, в условиях которых отдающая сторона не достигает адекватного возвращения затрат.

Отличие финансов и кредита проявляется и в источниках средств. Если кредит-ные ресурсы формируются в процессе перераспределения временно свободных де-нежных средств предприятий, организаций, фирм, населения, государства, то фи-нансовые ресурсы формируются из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.

Кредитные ресурсы предоставляются заемщикам на определенный срок с обяза-тельным возвратом и уплатой процента за пользование заемными средствами. Фи-нансовые же ресурсы могут предоставляться бесплатно и без предварительной оговорки условий их возврата. В то же время наличие общих черт у финансов и кредита обусловливает их тесную взаимосвязь и взаимодействие в процессе распределения ресурсов. Особенно это проявляется в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов. Так, при недостатке собственных финансовых ресурсов у пред-приятий они обращаются к банковскому кредиту. В то же время высвобождающиеся на определенный срок финансовые ресурсы хранятся на счетах, в банках и служат одним из источников ссудного фонда.

Международные финансовые отношения

Международные финансовые отношения являются отношениями по поводу предоставления займов, кредитов и вложения средств в экономику других государств. Уровень развития данного вида финансовых отношений определяются степенью развития стран, в целом, политической обстановкой, характером отношений между государствами. Чем более высоким уровнем характеризуется производство страны, чем более совершенно разделение труда и крепки связи между государствами, тем более существенными являются потоки капиталов между ними.

Международные финансовые отношения разворачиваются, прежде всего, в форме валютных операций, в ходе которых часть денежного капитала переводится в валюту или наоборот.

В настоящее время главными центрами международной финансовой деятельности являются страны Западной Европы, США и Япония. Их доходы от финансовых операций на международной арене часто превышают доходы от внешней торговли.

Международные валютно-финансовые отношения складываются при непосредственном участии в них правительственных и общегосударственных учреждений, международных организаций и частных предприятий. Регулируются отношения в экономической сферы подобного уровня многочисленными международными организациями, специально созданными и действующими в соответствии с международными соглашениями в области ведения совместных экономических проектов.

Крупнейшими международными финансовыми организациями являются МВФ, ВТО, а также ряд специализированных фондов и различные международные банки.

Международные финансовые отношения складываются в форме международных кредитных и финансовых отношений, взаимного предоставления странами международных услуг, производственного сотрудничества, международного туризма, научно-технических связей.

Большинство стран, участвующих в ведении мирового хозяйства, сегодня тесно связаны на уровне политических, экономических, научных и прочих сфер деятельности. Эти связи упрочаются все больше с течением времени, что приводит к расширению потоков денежных платежей, капиталов, кредитных ресурсов между отдельными странами. Международные финансы в связи с этим группируются по отношению к субъектам хозяйствования государств, по отношению государств и правительств других стран с хозяйствующими субъектами иностранных государств, по поводу взаимоотношений государств и субъектов хозяйствования с мировыми финансовыми организациями (структурами наднационального уровня).

Международные финансовые отношения по своему назначению опосредуются денежными потоками между отдельными субъектами разных государств. Такими субъектами могут выступать предприятия (отношения купли-продажи), правительства разных стран (по поводу кредитования других стран или кредитования государством иностранных субъектов другой страны) и т.д. Любые международные кредиты являются двусторонними отношения (предоставление кредита – его погашение и уплата процентов по нему).

Международные финансы своим функционированием отражают глобальные процессы, идущие в современном мире. Они обеспечивают деятельность наднациональных структур через фонды, специально создаваемые для этого специальными международными организациями.

Финансово правовые отношения

Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возникающие при мобилизации, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулиро-ванные нормами финансового права.

Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношения, поэтому им и присущи черты последнего.

Можно выделить следующие признаки: во-первых, финансовые правоотношения возникают в соответствии с нормами права, которые указывают условия их возник-новения и определяют участников. Во-вторых, носят волевой характер. В-третьих, характерна связь сторон в форме и обязанностей. Здесь всегда есть две стороны: одна, обладающая субъективным правом (управомоченная) и другая, несущая соответствующие юридические обязательства (обязанная).

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования. Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

Они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
одним из субъектов должен быть соответствующий, возникают они по поводу денег - платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект и содержание. Субъекты финансового правоотношения - это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав, к которым можно отнести все три основные группы, на которые подразделяются субъекты права:

Общественно-территориальные образования;
коллективные субъекты;
индивидуальные субъекты.

Но при этом нельзя забывать о том, что одной из сторон в финансовом правоотношении всегда будет выступать государство или его уполномоченный орган. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансово-правового отношения.

В основном субъект финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения могут не совпадать в одном лице.

Главным образом это имеет место тогда, когда государство как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Объектом являются деньги или денежные обязательства в связи с образованием и использованием денежных фондов.

Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание финансового правоотношения.

Субъективное право - это предусмотренная нормами права мера возможного поведения участника правоотношения.

Субъективная обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения.

Названные правоотношения можно классифицировать по ряду оснований. Так, по материальному содержанию они делятся на бюджетные, налоговые, в области страхо-вания, кредита (государственного и банковского), расчетов, финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, они бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений является юридический факт. - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как и в других отраслях права, к юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (правомерные либо неправомерные) и события. События - это явления, не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика. В отличие от событий действия являются осознанными и совершаются по воле человека (Например, правонарушения, договора).

Финансовые отношения организаций

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков:

Обособленностью имущества;
- ответственностью по обязательствам этим имуществом;
- наличием в банке;
- выступлением от своего имени.

Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного , на котором числится имущество предприятия.

Финансовые отношения предприятия (организации) возникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего , т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму - важнейшего источника формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставный капитал направляется на:

Однако необходимо признать, что на пути вливания банковского капитала в продовольственную сферу стоят низкая доходность данной отрасли, высокий риск невозврата кредитов. Эти препятствия в значительной мере могут быть устранены созданием взаимодействующих интегрированных структур, основой которых стали бы:

Союзы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
фонд поддержки сельскохозяйственного кредита, приводящий в действие механизм государственных гарантий;
коммерческие банки, базирующиеся, в отличие от специализированных государственных банков, на принципах прямой зависимости их доходов от развития агропромышленного производства и взаимовыгодного ;
использование залоговых схем с отделимыми частями двойных складских свидетельств – варрантами.

Необходимо скорейшим образом внедрять на практике такой экономический рычаг как субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Оно имеет ряд преимуществ по сравнению с другими существующими видами распределения бюджетных средств (через государственный «Россельхозбанк», коммерческие банки или товарный кредит):

Возникает эффект мультипликатора, когда один бюджетный рубль привлекает в АПК кратное количество рублей из коммерческих банков;
бюджетные средства при такой схеме расходуются в конце бюджетного периода, после уплаты селом своих долгов перед банками, а при прямом распределении бюджетных денег эти расходы возникают в начале года. Отложенные на конец периода расходы обесцениваются и стоят бюджету дешевле;
к кредитованию АПК привлекаются коммерческие банки, которые создают соответствующий аппарат, формируют клиентуру, налаживают связи в секторе. Даже при отмене кредитных субсидий им будет не просто уйти из этого сектора. Таким образом, создается система сельскохозяйственного кредита, о которой много говорится, но фактически мало что делается;
основную часть денег заемщик остается должен не абстрактному государству, а конкретному коммерческому банку, поскольку дотируется только часть процентной ставки;
конечных заемщиков определяют банки, а не чиновники, как в распределительных схемах кредитования АПК.

Кредитование агропромышленного комплекса – тонкое и рискованное дело. Банки, никогда не работавшие с аграрным сектором, не сразу научатся определять перспективных производителей, использовать особые залоговые схемы. Не надо забывать и о рисках «добросовестного» невозврата долгов – неурожаях, которые связаны с форс-мажорными погодными условиями. Если урожай по независящим от крестьянина причинам окажется ниже определенной критической черты, банки не только не станут покрывать ущерб, но и в кредите откажут. В этой сфере велика роль страховых компаний и системы госгарантий для коммерческих банков (государство делит с ними риски). На Западе практикуется система льготного страхования урожая, когда каждый доллар страховой премии, уплачиваемой фермером, дополняется долларом из казны. В Ставропольском крае, как и в целом по России, такой системы нет, а без нее массового притока коммерческих кредитных ресурсов в агропромышленный комплекс и существенного расширения круга банков, ориентированных на эту сферу, вряд ли можно ждать.

Решающее условие развития регионального АПК – развитая инфраструктура рынка.

Большая роль в ее становлении отводится биржевой деятельности, оживление которой произойдет с переходом от сделок с наличным товаром к форвардным и фьючерсным. Форвардные сделки дают возможность продать еще не произведенный товар по цене, покрывающей расходы на его производство. Покупатель же тем самым заранее обеспечивает свое производство сырьем и при этом экономит на хранении товара.

Таким образом, биржа удовлетворяет интересы обеих сторон, а ежедневные котировки закладываются в основу тысяч торговых сделок с реальным товаром, заключаемых вне биржи на местных рынках. Для мелких производителей такие сделки будут являться индикатором спроса, предложения и цены на товар.

Двойные складские свидетельства представляют товаропроизводителям, а также товаровладельцам (в том числе органам исполнительной власти, имеющим региональные товарные запасы) и банкам широкие возможности при их использовании в схемах кредитования под залог товаров посредством передачи варранта кредитору при получении кредита. В качестве товарного наполнения двойных складских свидетельств могут выступать различные товары, которые определенное время хранятся без потери своих количественных и качественных показателей (в том числе зерно, сахар и другая сельскохозяйственная продукция, нефть и продукты ее переработки, черные и цветные металлы и металлопродукция, и т. д.). Наиболее явные преимущества применения двойных складских свидетельств проявляются в отраслях, имеющих высокое влияние сезонной составляющей, которая проявляется в сезонном колебании уровня цен (низкие цены на зерно осенью и высокие цены зимой и весной), сезонные колебания спроса и предложения (производство удобрений, пестицидов), то есть когда имеются товарные запасы, которые могут быть использованы в качестве обеспечения обязательств заемщика, привлекающего финансовые и товарные кредитные ресурсы.

В рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» предусматривается увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых К(Ф)Х и ЛПХ. Основной механизм – субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных , в размере 95 % ставки рефинансирования Банка России. В настоящее время именно такой метод государственной поддержки получил широкое применение в форме субсидий на возмещение части процентной ставки по привлекаемым предприятиями агропромышленного комплекса кредитам.

Несомненно, недостаточность уровня государственной поддержки касается как сельского хозяйства регионов России, так и отдельных его отраслей, в частности, зернового хозяйства. Анализ показал, что на долю Ставропольского края приходится: в 1999 г. – 1,6 %, в 2002 г. – 1,9 %, в 2006 г. – 3,5 % вложений федерального бюджета в развитие сельского хозяйства. В течение исследуемого периода объем поддержки государством сельского хозяйства региона увеличился с 151,2 до 664 млрд. руб., или в 4,4 раза. В расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий эти вложения, соответственно, составили 26,1, 88,4 и 114,7 руб.

Основными направлениями государственной поддержки сельского хозяйства и зернового в частности являются субсидии на дизельное топливо, используемое на проведение сезонных сельскохозяйственных работ. Доля этих вложений составляет 25,4 % в общих расходах на АПК региона из федерального бюджета. Следует отметить, что с 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» введено новое направление субсидирования процентной ставки по привлеченным на срок до 8-ми лет на строительство животноводческих комплексов (ферм) кредитам, а также на приобретение животноводческого оборудования, племенного скота по привлеченным на срок до 5-ти лет кредитам. Кроме того, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства получат доступ к долгосрочным (до 8 лет) кредитам на строительство и модернизацию животноводческих ферм, а также средствам, выдаваемым ОАО «Росагролизинг» на закупку племенного скота и оборудования для животноводческих помещений.

Установлено, что в структуре финансово-кредитной системы поддержки малого предпринимательства в Ставропольском крае доминирует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, посредством которого были привлечены значительные средства коммерческих банков. Однако в существующей модели присутствует значительный недостаток – она не доступна широкому спектру начинающих и действительно малых представителей агробизнеса, которые испытывают острую нехватку кредитных ресурсов.

В целях развития финансово-кредитной системы поддержки малого агробизнеса, необходимо сформировать региональную ассоциацию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, которая, в свою очередь, займет на региональном нишу микрокредитования. Таким образом, самые широкие слои из числа субъектов малого агробизнеса получат доступ к необходимым им кредитным ресурсам.

Система финансовых отношений

Международные финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер мирового хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и имеет тесную взаимосвязь.

Международные связи немыслимы без налаженной системы финансовых отношений. Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды взаимосвязей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование, предоставление займов и субсидий, научно - технический обмен, туризм, и др.).

Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

В современном мире экономики всех стран тесно взаимосвязаны. Так, финансовый кризис в одной стране может нести угрозу экономической стабильности многих стран мира. Банкротства, долговые моратории, дефолты в одной конкретной стране могут вызвать обвалы курсов акций и валют, биржевые потрясения, неплатежи, взлет цен и другие нарушения повсюду в мире. Особенно актуально это на современном этапе развития мировой финансовой системы, когда ведущие экономисты мира бьют тревогу по поводу резкого ухудшения и угрозы кризиса мировой экономики на фоне возможной рецессии в США.

Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой - явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т. е. финансовых ресурсов стран мира с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всех фирм легального бизнеса и всего населения Земли, превышающего, как известно, 6 млрд. чел.

Международная финансовая система представляет собой совокупность национальных экономик различных стран. Национальную финансовую систему образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства конкретной страны.

Субъекты финансовых отношений

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; .

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, .

Финансовые отношения могут возникать между:
государством и юридическими, физическими лицами (уплата налогов);
между физическими и юридическими лицами (оплата студента за обучение);
между юридическими лицами (аренда одного предприятия здания, принадлежащему другому предприятию);
между отдельными государствами (международные финансовые отношения).

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, .

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней

На федеральном уровне институциональная структура включает:

Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
Центральный банк Российской Федерации;
Счетную палату Российской Федерации;
Федеральную таможенную службу;
Федеральную службу по финансам и рынкам;
Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

Комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
министерства (упр? нансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
главные управления Банка России субъектов Федерации;
Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

Комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
управления (департаменты, отделы) финансов;
аппарат Департамента контроля Минфина России;
городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
городские (районные) налоговые службы;
счетную комиссию ;
городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

Государственный бюджет;
государственные внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонд страхования;
фондовый рынок;
финансово-кредитную систему;
финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовые отношения России

Финансовая система РФ входит в экономическую категорию, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовая система РФ имеет целый ряд экономических особенностей по сравнению с другими экономическими принципами (отношениями):

Денежные отношения;
распределительные отношения;
связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности финансовой системы РФ позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Денежные фонды формируются на макро и микроуровнях. На макро уровне к ним относятся государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам в финансовой системе РФ относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.

Принципы организации финансовых отношений

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности проявляется в том, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств, с целью получения прибыли. Однако государство регламентирует отдельные стороны деятельности организаций и предприятий, устанавливая налоги, нормы амортизации и т.д.

2. Принцип самофинансирования - означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств, банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной заинтересованности диктуется основной целью - получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении на потребление и накопление.

Назад | |

© 2024 realerus.ru -- Финансовый советник